Профессор Университета Джорджа Вашингтона Роберт Орттунг считает, что блокировка мессенджера Telegram в России носит политический характер.
Это типичный пример, когда пьяный человек ищет потерянные ключи от квартиры под фонарем, потому что там светло. Это (блокировка мессенджера) инструмент, который Россия использует для достижения политических целей, хотя понятно, что техинологические возможности таких сервисов гораздо выше возможностей России их заблокировать.
Ясно, что Россия продолжает наступление на свободу Интернета: изначально Россия не придавала значение Всемирной Сети, где общение гораздо свободнее и больше возможностей для дискуссий, чем в российских средствах массовой информации. Я думаю, что после протестов 2011-2012 годов стало понятно, что оппозиция может использовать Интернет для мобилизации населения, а российские власти стремятся с этим покончить – поэтому были закрыты наиболее популярные и важные сайты. Блокировка Telegram – еще один шаг в этом направлении, который может иметь эффект или нет, но это часть процесса по ограничению Интернета.
По сути, это символический поступок. Российское правительство пытается показать, что борется с агрессивными внешними силами, в данном случае – с этим мессенджером. Это необходимо Путину для поддержания своей легитимности после выборов и оправдания изоляции политических оппонентов. Ему надо продемонстрировать, что он что-то делает, что вокруг враги. Основной целью является остаться у власти и сохранить существующий режим – других задач нет. Все делается именно для этого и должно рассматриваться в этом контексте, и в меньшей степени оправдывается борьбой с терроризмом, что не является основной целью в этом случае.
Россия стреляет себе в ногу. Изобретает что-то технологически прогрессивное, а потом блокирует это. Это лишний раз демонстрирует возможности Путина: его страна может разрабатывать новые интересные технологические продукты, но он убивает их во имя достижения своих политических целей.