Вот уже почти десять лет развитие иранской ядерной программы продолжает привлекать внимание мирового сообщества; начало 2012 года, сопровождавшееся усилением международного политического и экономического давления на Иран, казалось, привнесло в ситуацию очередную ноту напряжения.
С 2006 году «иранское ядерное досье» было передано в Совет Безопасности ООН, однако, невзирая на целый ряд ограничительных резолюций, Тегеран не сбавил темпы развития национальной ядерной программы. Подобная несговорчивость государства во многом объясняется пониманием его руководством сложившейся ситуации, для которой характерны неутихающие разногласия между Россией и США относительно методов урегулирования иранской проблемы. Несмотря на то, что и Вашингтон и Москва считаются отцами-основателями режима нераспространения ядерного оружия, причём оба выражают решимость охранять и беречь этот режим, их взгляды на иранскую ситуацию парадоксально различны. В то время как Вашингтон предпочитает действовать путём жёсткого давления на Иран, Москва видит возможность достижения результата путём умиротворения исламской республики и вовлечения её в процессы сотрудничества.
Как представляется, указанные отличия между политическими методами и стоящими за ними интересами США и России могут играть критическую роль в дальнейшей судьбе режима ДНЯО.