Евгений Ясин, бывший министр экономики РФ, научнй руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) побеседовал с профессором Тимоти Фраем, руководителем Департамента политических наук в Колумбийском университете и руководителем центра изучения институтов и развития ВШЭ с 2011 года. Евгений Ясин: «Когда мы увиделись с Тимоти Фраем, я спросил его: что Вы думаете о наших проблемах? Ответ был довольно краток: стагнация; непонятно, как из неё выходить, если не будет серьёзных изменений в экономической стратегии, способных создать ощутимые стимулы роста. Не только макроэкономические стимулы, но и фундаментальные институциональные сдвиги.
Я не хочу продолжать наш разговор на профессиональном языке, но дело в том, что я с ним согласен. Мы поняли друг друга за пять минут. Коротко об этом можно сказать так. Рыночная экономика существует в России примерно с 1992-го года, где-то 26 лет. Острый трансформационный кризис, затем восстановительный подъём, с 2003-го года поддержанный ростом нефтяных цен и политической стабилизацией. Одновременно, примерно с того же времени, существенное усиление роли государства и бюрократии. Многое узнавалось из советского опыта.
И всё было бы хорошо, но с 2008-го года ситуация изменилась. Подъём сменился падением темпов роста, затем, в 2015-16 гг. спад, а с 2017-го года – стагнация. Как стагнацию можно охарактеризовать и весь период примерно с 2012-го года. Вопрос в том, какие силы способны подтолкнуть новый подъём? В том-то и дело, что ясности в этом нет. Улучшение ситуации в 2017-2018 годах опиралось на повышение нефтяных цен после договорённости России и ОПЕК в 2016-ом году. А что ещё. Снова нефть, газ, ещё сельхозпродукция положения в корне, для выхода на рост ВВП 3% в год, не изменят. А что? Надо выходить на новые технологии, на инновационную экономику, вероятней всего на малых и средних предприятиях. Обязательно с опорой на отечественные науки и образование, а главное – на резкое повышение эффективности рыночной экономики на усиление конкуренции экономической и особенно политической. Это значит полноценное воплощение институтов демократии. А также реформа судебной системы. Это минимум.
Сказать, что всё это сработает за 2-3 года, нельзя. Потребуется столько времени, сколько нужно для адаптации бизнесу, да и всему гражданскому обществу. Вы скажете – невозможно, у нас нет столько времени. Но все же имейте в виду, что рыночной экономике у нас 26 лет, не так много. Из них 18-20 лет ушли на частичный возврат советских институтов или даже на методы Николая I и Александра III. Только правительство Ельцина-Гайдара, максимум 8 лет, возобновляло развитие вслед за реформами Александра II с 1861-го года. Но другого метода открытия нового подъёма просто нет. Не сможем повернуть – будет, видимо, продолжаться стагнация.
Это мысли от общения с Т. Фраем накануне Праздника [Дня России]. Надо думать!”