«30 лет назад в Армении разворачивались не менее драматичные события. В феврале 1988 года неизвестные широкой общественности политические деятели осмелились бросить вызов местному коммунистическому руководству, несмотря на то, что Армения считалась одной из спокойных и лояльных республик СССР», – пишет британский аналитик Томас де Ваал в статье «Армянская революция и наследие 1988-го», опубликованной на сайте фонда «Карнеги». «Обойдя Грузию и прибалтийские республики, новоиспеченные политические деятели, представляющие комитет «Карабах», смогли создать массовое общественное движение, – констатирует де Ваал, пытаясь найти основные различия между нынешними событиям и движением 1988-ых. – Главное отличие в следующем: молодые люди, участвующие в сегодняшних акциях протеста, в отличие от своих родителей, практически полностью освободились от советского мышления и не воспринимают Москву как центр мира».
С другой стороны, по мнению Томаса де Ваала, «молодежь Армении более интегрирована в рамки внутриармянской повестки». «Наследие карабахского конфликта: закрытые границы, крайний национализм, милитаризация – все это ограничивает молодежь, однако она этого полностью и не осознает. Это поколение целиком восприняло логику национализма и борьбы последних двух десятилетий», – отмечает он. Однако, де Ваал уверен, что сегодняшняя Армения имеет гораздо более серьезные перспективы, чем в 1990-ые годы. «В отличие от ситуации 20-летней давности, сегодня Ереван является космополитическим городом, в котором много американских ИТ-специалистов армянского происхождения, консультантов ЕС, китайских бизнесменов и иранских туристов», – отмечает британский аналитик.
Между тем, эксперт вашингтонского аналитического центра Brookings Павел Баев анализирует причины «безразличия», проявленного Кремлем по отношению к последним событиям в Армении.
«Апрельская революция в Армении стала большой неожиданностью как для руководства России, так и для всех других сил, которые вовлечены в многочисленные конфликты на Кавказе. Можно было ожидать, что Москва будет лучше проинформирована, тем более, что экспертные круги прежде озвучивали определенные предупреждения, – пишет эксперт. – Однако в Кремле не склонны слушать мнения даже полунезависимых экспертов. Как следствие, президент Владимир Путин в середине апреля лично позвонил и тепло поздравил Сержа Саргсяна с избранием премьер-министром, хотя протокол этого не требовал. Отставка Сержа Саргсяна 23 апреля стала для Москвы шоком. Хотя российская государственная пропаганда пыталась найти объяснения, однако президент России, кстати, не в первый раз за свое правление, был «парализован» и обречен на бездействие».
Баев уверен, что в Москве вовремя не заметили назревавший в Армении кризис. «Путин и его окружение ошиблись, не обратив внимания на происхождение этого серьезного кризиса, но при этом избежали в дальнейшем более серьезной ошибки, воздержавшись от запоздалого вмешательства», – отметил он.