“Сегодня война в Донбассе – один из худших в мире гуманитарных кризисов, часто происходят атаки обеих сторон на территории Донецкой и Луганской областей”, – пишут в своей статье в The Washington Postамериканские исследователи Синтия Бакли, Ральф Клем, Джерод Фокс и Эрик Херрон.
“И в наших исследованиях документально подтверждено, что, поскольку (…) больницы и медицинские объекты [Донбасса] уничтожаются – возможно, их даже делают мишенями – его граждан лишают базовых услуг здравоохранения; это напоминает сходный, хотя и более масштабный кризис в Сирии”, – сообщают они.
“Воюющие стороны часто атакуют больницы. Правозащитные организации и Совет Безопасности ООН осуждают такие атаки в Сирии как нарушения международного права. Атаки на больницы Украины замечает меньше наблюдателей, хотя с 2014 по 2016 год ВОЗ задокументировала 33 такие атаки”, – говорится в статье.
Авторы описывают свою методику: “В рамках более масштабного исследования мы составили список 247 зарегистрированных больниц и клиник в Донбассе. Затем мы изучили доклады ООН, расследования НКО, сообщения центральной прессы в Украине и в России, а также в донецких и луганских газетах, выискивая свидетельства об ущербе для инфраструктуры здравоохранения с 2014 по 2017 год. Мы провели геолокализацию всех конкретных сообщений об ущербе, вычеркивая дубликаты”, – говорится в статье.
“Сделав поправку на множественные удары, мы обнаружили, что 82 медицинских объекта – треть всех находящихся в Донбассе – сообщали об ущербе. То есть их намного больше, чем цифра, о которой сообщила ВОЗ”, – пишут авторы, подчеркивая, что речь идет исключительно о повреждениях зданий, а не о потерях среди медперсонала и уничтоженных медицинских автомобилях.
Намеренно ли уничтожались объекты здравоохранения? – задаются вопросом авторы.
Они сообщают, что в Донбассе применяются “обычная артиллерия, тяжелые минометы и реактивные системы типа печально известного “Града”. По их мнению, из таких вооружений с закрытых позиций невозможно целиться в конкретные здания.
“Некоторые медицинские объекты, возможно, были атакованы с применением вооружений с прямой наводкой и меньшей дальностью: танков, противотанковых ракет или реактивных гранат. Изучив как рассказы очевидцев, так и следы от разрывов на фотографиях разрушенных объектов здравоохранения, мы обнаруживаем, что повреждения похожи на те, которых мы ожидали бы от обстрела артиллерийскими снарядами или ракетами”, – пишут авторы.
“В докладах, заслуживающих доверия, задокументировано, что обе стороны размещали войска в больницах или вели стрельбу из больниц, размывая границы между комбатантами и гражданским населением”, – говорится в статье.
Авторы сообщают: их предварительный анализ наводит на мысль, что объекты здравоохранения не были мишенями. “Как представляется, урон, нанесенный им, был побочным, по ним наносили удары обе стороны”, – пишут авторы, добавляя, что для выводов об ответственности нужны подробные данные и изощренные методы.