Не каждая компания, которая сотрудничает со Всемирным банком, имеет равные с другими возможности.
Транснациональные корпорации из США и Японии имеют гораздо больше шансов получить свои контракты, чем другие компании. Имея определенное политическое влияние в банке, эти компании могут получать деньги, даже если они не имеют на это права. Это аргумент недавно опубликованного исследования политологов Рабии Малик и Рэндалла Стоуна, профессоров Нью-Йоркского университета Абу-Даби и Рочестерского университета.
Они проанализировали 4 тыс. проектов Всемирного банка, одобренных с 1981 по 2012 год, чтобы выяснить, влияют ли на выплаты по проектам Всемирного банка типы вовлеченных компаний. Даже после учета таких факторов, как объем и производительность проекта, они обнаружили, что проекты транснациональных корпораций получали более высокие объемы выплат. Уровень расходов для среднего проекта составляет 89,5%, но уровень расходов по проектам транснациональных корпораций вырос почти на три процентных пункта.
Еще большее влияние имеют проекты, в которых многонациональные компании выполняют обязанности по управлению. В этих случаях уровень расходов примерно на 7 п.п. выше. Этот эффект является самым сильным для транснациональных компаний США и Японии, двух стран с наибольшим долей участия во Всемирном банке и, таким образом, открывают им доступ к влиянию в банке. Рэндалл Стоун построил свою карьеру, изучая влияние корпораций и стран на учреждения, типа Всемирного банка и МВФ. Стоун, опираясь на свои исследования, отметил, что наиболее вероятный способ влияния США и Японии на систему выплат заключается в том, что компании косвенно оказывают давление на собственные экономические министерства. Например, в США фирма может связаться с представителем своего округа, в котором находится штаб-квартира, и попросить посодействовать в получении кредита. Этот представитель передаст просьбу тому, кто работает в Казначействе США, который затем передаст ее Всемирному банку. Учитывая большой объем финансирования, который предоставляют США, у должностных лиц Всемирного банка есть стимул попытаться удовлетворить запросы США.
Хотя Стоун уверен в том, что во Всемирном банке идет торговля влиянием, он признает, что, возможно, могут быть другие объяснения различий в системе выплат. «Мы провели много различных анализов, чтобы попытаться найти другие возможные объяснения и не нашли их», — отметил Стоун. Всемирный банк напрямую отказался комментировать результаты исследований ученых. Он отметил, что большинство контрактов относятся к местным фирмам, а не к многонациональным корпорациям, и эта проблема ограничена относительно небольшим числом контрактов.