30 ноября 1939 года, через полтора месяца после совместного с Гитлером нападения на Польшу, СССР напал на Финляндию. Этот день запомнился варварской бомбардировкой Хельсинки. В 14.30, в разгар рабочего дня, зайдя со стороны Эстонии, 3-я эскадрилья 1-го минно-торпедного авиационного полка под командованием майора Н.А. Токарева обрушила сотни фугасных бомб на центр мирного, ничего не подозревающего города, убив до 200 человек, ранив еще сотни и разрушив десятки зданий", – пишет журналист и профессор ВШЭ на своей странице в Facebook.
"Вот как описал начало бомбежек Хельсинки в своих мемуарах маршал Маннергейм:
"День 30 ноября был ясным и солнечным. Утром улицы были заполнены детьми, идущими в школу, и взрослыми, которые спешили на работу. Внезапно на центр города посыпались бомбы, неся смерть и разрушения. Под прикрытием поднимающихся туманных облаков эскадрилье русских самолетов удалось подойти незаметно к Хельсинки из Эстонии, вынырнуть из облаков и с малой высоты обрушить свой груз, целясь прежде всего в порт и центральный вокзал. Только после взрывов народ услышал вой сирен и стрельбу наших незначительных зенитных батарей. В это же время подверглись бомбежке и пулеметному обстрелу аэропорт и северные районы города, заселенные рабочим людом. Повсюду поднимались столбы дыма, свидетельствующие о многочисленных пожарах".
По свидетельствам очевидцев, по меньшей мере 50 бомб упали на улицу Фредерикинкату, огромное здание технологического института было полностью разрушено, как и несколько пяти- и шестиэтажных жилых домов по соседству. Горели автомобили, повсюду чувствовался запах обгоревшей человеческой плоти и слышались стоны раненых. На железнодорожном вокзале, где тысячи горожан ожидали поезда для отъезда в сельскую местность и считали себя в безопасности, произошла страшная давка.
В это же время нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов заявил в радиообращении к советским гражданам: "Советская авиация не бомбит финские города, а сбрасывает гуманитарную помощь страдающему от голода населению". На фото – образец советской гуманитарной помощи, двухметровая кассетная бомба с 60 зажигательными бомбами, которую финны прозвали "хлебной корзинкой Молотова".
За этот доблестный рейд эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени, а майор Токарев – званием Героя Советского Союза.