"Когда все будет кончено и мы победим)), надо будет в первую голову заняться монументальной пропагандой, как большевикам в 1918-м. И здесь в первую очередь взгляд падает на бесприютную пустоту в центре Лубянской площади", – пишет журналист и профессор ВШЭ в Facebook.
"С падением Дзержинского Москва лишилась смысловой оси, вертикальной доминанты, которая держала весь комплекс улиц за Китайгородской стеной. В это место требуется забить теллуровый гвоздь, поставить символическую фигуру, которая снова скрепит пространство. И обозначит новое время.
В качестве такой фигуры я предлагаю взять Петра Павленского в его акции "Угроза" ("Горящая дверь Лубянки") в ноябре 2015-го, которая, на мой взгляд, является самым значимым монументальным произведением, созданным в России в этом столетии.
Памятник будет представлять из себя гранитный постамент из серых тротуарных плит. На нем будет стоять шестиметровая (той же высоты, что низложенный Дзержинский) фигура художника, выполненная из черного металла. Фигура в толстовке с островерхим капюшоном, на манер монашеского, стоит, широко расставив ноги, держа в руках канистру с бензином, смотря вдаль на Никольскую улицу в сторону Кремля и на Охотный Ряд. Позади нее высится пустая рамка двери из того же металла, высотой весемь метров, внутри которой бушует пламя (три газовых горелки – у основания и по бокам рамки).
Фигура будет символически завершать ансамбль площади, хорошо просматриваться как со стороны Охотного Ряда и Театральной площади, так и со спины, с улиц Мясницкая и Большая Лубянка. Особенно эффектно фигура на фоне огня будет смотреться ночью – словно Командор, пришедший за нами из ада. Собственно, памятник и будет называться по-роденовски: "Врата ада".