Призрак «российского следа» продолжает преследовать президента США Дональда Трампа. Новая информация о контактах его доверенных лиц с представителями РФ регулярно всплывает в прессе. Выйти из «тени России» Трамп не может даже через полгода после переезда в Белый дом. Почему это происходит и какие это может иметь последствия?
Если в Москве действительно было решено содействовать избранию Трампа президентом, то такая операция должна была проводиться на многих уровнях и по многим каналам. Соответствующие данные наверняка находятся в распоряжении спецпрокурора по расследованию связей Трампа с РФ Роберта Мюллера. Ему предстоит оценить тяжесть содеянного командой Трампа и понять, как представить обществу доказательства, не раскрывая секретных источников и методов работы спецслужб США. Найти такие способы труднее, чем кажется. И это может привести к смягчению официальных обвинений и попыткам склонить скомпрометированных лиц (включая, возможно, самого президента) к уходу в отставку посредством утечек.
Если же Москва, как она утверждает, не проводила кампании поддержки Трампа на выборах, то внутри американского госаппарата все равно найдется немало сотрудников, готовых рискнуть карьерой и организовать утечку неприятной для президента информации. СМИ, ведущие полномасштабную войну с Белым домом, всегда готовы подхватить предложенную тему.
Кроме того, в ходе президентской гонки и позднее некоторые неопытные члены команды Трампа, включая его родственников, вели себя не слишком осмотрительно. Например, соглашались на подозрительные встречи и пытались утаить информацию о них от правоохранительных органов. В свою очередь, новый президент начал управлять государством как семейной корпорацией, не создав «политический буфер» в виде не связанных с ним лично назначенцев, от которых можно избавиться, положив их «на алтарь» общественного мнения. Отмежеваться от ближайших родственников, назначенных на высокие посты, гораздо сложнее.
Признание Дональда Трампа-младшего, что в разгар президентской кампании он встретился с представителем России с целью получения компромата на Хиллари Клинтон, может дать основания для юридического преследования сотрудников администрации. При этом самого президента отрешить от должности вправе только Конгресс. Импичмент невозможен без участия лидеров Республиканской партии — нынешних союзников Трампа. Если против президента будут выдвинуты серьезные обвинения (например, по итогам расследования Мюллера), республиканцам придется принимать сложное решение, учитывая возможный ущерб, который нанесет партии импичмент в преддверии выборов в Конгресс осенью 2018 года.
Каков главный вывод для России из этой истории? Всего через несколько лет после почившей в бозе «перезагрузки» политическое сообщество США воспринимает Москву как главного оппонента. Такое восприятие влечет за собой огромные издержки как для самой Москвы, так и любых положительно настроенных к ней политических сил в других странах.
Если Москва действительно помогла избранию Трампа, то судьба его теперь находится отчасти в руках России, а отчасти — лидеров республиканского большинства в Конгрессе. Но даже если нет, президенту США все равно еще долго придется избегать любых попыток наладить сотрудничество с РФ.