Первая встреча Владимира Путина и Дональда Трампа состоится 7 июля в Гамбурге на полях саммита большой двадцатки. После того, как Трамп стал президентом США, он уже встретился с несколькими главами государств: канцлером Германии Ангелой Меркель, лидером Франции Эммануэлем Макроном, турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, президентом Украины Петром Порошенко и председателем КНР Си Цзиньпином. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявлялкорреспонденту BBC, что диалог между двумя лидерами «жизненно необходим для всего мира в плане повышения эффективности решения критической массы конфликтов и проблем, которая растет день ото дня». Американист Иван Курилла в интервью Открытой России рассказал о том, что могут обсудить лидеры двух стран, и какие заявления по итогом беседы стоит ожидать.
Открытая Россия: Почему встреча Трампа с Путиным состоится позже, чем встреча американского лидера с другими главами государств?
Иван Курилла: С момента избрания Трампа на него нападает собственная пресса, которая обвиняет его в том, что он работает на Россию или избрался при ее помощи. Российское направление внешней политики для Трампа очень затруднено: его помощника отправили в отставку только из-за того, что он встречался с российским послом . Эта встреча не могла состояться без серьезной подготовки, и для Трампа очень важно, чтобы эта она принесла какой-то результат, который докажет, что он не напрасно встречается с Путиным. Я думаю, министр иностранных дел, госсекретарь, дипломаты долго работали над повесткой дня, над тем, что должны решить лидеры двух стран, и что они объявят миру по итогам своего общения. Сторонам было трудно найти точки соприкосновений, по которым они готовы пойти навстречу друг другу. Трампу очень тяжело сейчас в чем-то уступать из-за давления общественного мнения. Я не думаю, что и Путину уступать хочется. С другой стороны, нужно, чтобы по результатам встречи можно было объявить что-то позитивное и заставить всех критиков замолчать. Я не уверен, что стороны смогли этого добиться, но в этом направлении работа шла, и это тоже затягивало встречу.
Открытая Россия: Чего ждать от гамбургской встречи Путина и Трампа?
Иван Курилла: Высока вероятность, что мы и не узнаем главного по итогам этой встречи. Давление общественного мнения большое, любой компромисс может быть использован против Трампа. Я допускаю, что важная часть переговоров в прессу не попадет. Обеим сторонам необходимо заявить что-то позитивное. Минимальный позитив, который может быть объявлен, это то, что стороны договорились встретиться не «на полях», а где-то один на один. Само по себе это может быть позитивным шагом, и кроме этого может быть ничего не объявлено. Я думаю, что Северная Корея может предоставить удобный повод для того, чтобы две страны что-то совместное объявили. Северную Корею обе стороны воспринимают как опасного участника международных отношений. Я думаю, что по наиболее болезненным проблемам для России — Крыму, Украине — совместных заявлений не будет. Маловероятными, но теоретически возможными могут стать какие-то прорывы по Сирии. Возможны заявления по темам, которые ушли с первого плана — например, ядерное разоружение. Россия и США остаются крупнейшими ядерными державами, и, хотя мы уже двадцать лет об этом не говорим, ситуация сохраняется. Трамп упоминал об этом во время избирательной кампании.
Открытая Россия: Украинский вопрос как-то будет затрагиваться?
Иван Курилла: Я думаю, что украинский вопрос будет затронут за закрытыми дверями, но вслух ничего сказано не будет — кроме, разве что, общих фраз о том, что стороны остались при своем. Я не вижу, как Россия сможет изменить свой взгляд на события по Украине. И я не вижу, как Трамп сможет изменить традиционные оценки американцев по отношению к Украине. Они могут повторить, что надо выполнять Минские соглашения. Или, как говорят дипломаты, «состоялся откровенный обмен мнениями», то есть, стороны высказали свои мнение и не согласились.
Открытая Россия: Понятна ли спустя первые полгода президентства Трампа позиция его администрации по отношению к санкциям?
Иван Курилла: Во время избирательной кампании Трамп критиковал санкции. Мы видим, что демократы в конгрессе постарались перевести санкции в разряд законов. Представление, наверное, такое, что Трамп готов санкции снять, а его противники стараются не допустить его до этого. Я допускаю, что Трамп лично готов снимать санкции хоть сейчас. Но тут у него есть сдержки и противовесы не только в лице конгресса, но и внутри собственной администрации. Поэтому в целом я бы не спешил говорить, что есть позиция внутри администрации по отношению к санкциям. Думаю, что внутри там есть споры по этому поводу.
Открытая Россия: Что американская сторона ждет от встречи с Путиным?
Иван Курилла: Я думаю, что для Трампа и его администрации было бы хорошо, если бы по результатам этой встречи он смог привезти в Америку то, что он может подать как победу. То, с чем Путин бы согласился, что не делал для Барака Обамы. Здесь возможны сюжеты, на которые намекал российский МИД. Например, запрет на усыновление американцами русских детей. Я не исключаю, что Россия пообещает изменить эту политику. Этого может не состояться, но это ассиметричный ответ. Для сегодняшней России ничего принципиального в этом запрете я не вижу, по сравнению с Крымом и Украиной. Для американского гражданина это может выглядеть как победа Трампа. Другое дело — что он предложит Кремлю? Это большой вопрос.
Открытая Россия: Российская сторона все еще надеется на новую перезагрузку отношений между странами?
Иван Курилла: Несмотря на то, что средства массовой информации опять начали ругать Америку, я уверен, что надеется. Это совершенно не та ситуация, которая была до выборов Трампа. Я не исключаю, что встреча может стать большим разочарованием. Но думаю, что надежды есть, и они очень большие.