Судьба Европейского университета в Санкт-Петербурге, который может быть лишен лицензии, пока не решена. DW побеседовала с преподавателями и студентами о причинах нынешней ситуации. Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) находится в подвешенном состоянии – в результате внеплановых проверок, проведенных Комитетом имущественных отношений (КИО) Санкт-Петербурга, университет может быть выселен из занимаемого здания в центре города. КИО посчитал нарушением несогласованную замену прогнивших оконных рам и установку нескольких перегородок. Расторжение договора на аренду лишит университет помещения и, соответственно, лицензии на ведение образовательной деятельности. В конце 2016 года Рособрнадзор уже подал иск об аннулировании лицензии вуза. Ожидается, что вопрос с лицензией будет решен в Арбитражном суде Санкт-Петербурга в конце марта. Поводом для проверок, проводившихся осенью прошлого года, стали обращения "группы инициативных граждан", поддержанных депутатом Государственной думы Виталием Милоновым. Самым существенным нарушением, выявленным в ходе этих проверок, стало недостаточное количество преподавателей-практиков на факультете политологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем ЕУСПб считается одним из лучших вузов России. В январе этого года университет занял первое место в списке Минобрнауки РФ в категориях "Научно-исследовательская деятельность" и "Финансово-экономическая деятельность". Кроме того, еще в 2004 году он стал единственным российским высшим учебным заведением, включенным в рейтинг "100 лучших европейских центров политических наук" по версии Лондонской экономической школы. В попечительский совет ЕУСПб входят профессора из университетов Кембриджа, Стэнфорда, Джорджтауна и ряда других ведущих научных центров мира.
"Бытовая ксенофобия" и элитное жилье
Профессор факультета политических наук и социологии Иван Курилла видит причины нынешних гонений на ЕУСПб в "бытовой ксенофобии", то есть в недоверии ко всем "европейским веяниям". Эта тенденция в последние годы получила распространение и в российском обществе, и особенно во властных структурах.
"Но я надеюсь, что решение о нашей дальнейшей судьбе будет приниматься не на основании заявления Милонова о том, что здесь, якобы "доллары раздаются" и прочего абсурда. А на основании знаний о том, чем на самом деле занимается Европейский университет", – говорит профессор политологии.
О своей судьбе на случай закрытия ЕУСПб Иван Курилла не слишком беспокоится. В недавнем прошлом его приглашали на работу канадские и американские университеты. "Но пока есть возможность, мне хотелось бы все-таки преподавать в России. А о так называемом плане "Б" я стараюсь не думать, чтобы негативные варианты, не дай бог, не материализовались", – признается он.
"Пути отступления никто не продумывает"
Студентка первого курса магистратуры факультета политических наук и социологии Виктория Полторацкая пришла в Европейский университет после трех лет учебы в Высшей школе экономики, потому что именно здесь, по ее словам, она может получить необходимые ей знания. "И если с университетом что-то произойдет, заканчивать мое исследование мне будет тяжело", – откровенно говорит Виктория.
В настоящее время она изучает особенности перераспределения бюджетов в федеративных государствах на примере Германии, Австрии, Бельгии и ряда других западных стран. При этом, по словам Полторацкой, она не рассматривает возможность продолжения учебы за границей на случай закрытия ЕУСПб. "Прежде всего, потому, что я не готова к такому шагу", – поясняет она. И продолжает: "Насколько я могу судить по разговорам со своими однокурсниками, пути отступления никто не продумывает. Они надеются, что все будет нормально".
"Если случится худшее – где я буду защищаться?"
Менее оптимистично настроена аспирантка факультета истории Дарья Дородных. Она занимается изучением исламских народов, живущих на территории России. "Я выучила здесь старотатарский язык, необходимый для чтения книг по изучению ислама", – рассказывает она. По словам Дарьи Дородных, за плечами которой истфак педагогического университета имени Герцена, именно в ЕУСПб она нашла то, к чему стремилась.
Говоря о возможном прекращении деятельности Европейского университета, она признается: "Это – то, что меня мучает и даже вгоняет в депрессию. Потому что я не представляю, где я смогу продолжить свое исследование".
По словам Дарьи, постоянное беспокойство за судьбу ЕУСПб тормозит ее работу: "Я пишу, но фоном постоянно присутствует мысль о том, что будет, если университет закроют? Я здесь стараюсь, а если случится худшее – где я буду защищаться?". Аспирантка замечает, что схожие чувства испытывают многие, с кем она общается в университете. Иногда Дарье кажется, что все происходящее – это какое-то наваждение, и что когда она очнется, все будет хорошо. "Только это настраивает меня на позитивный лад и заставляет продолжать работать в том же темпе", – заключает Дарья Дородных.