Парламент Грузии девятого созыва 110 голосами против 19 утвердил новый кабинет министров под руководством премьер-министра Георгия Квирикашвили и выразил доверие правительственной программе «Свобода, быстрое развитие, благополучие». В новом кабмине изменения коснулись лишь руководства четырех министерств: финансов, экономики, регионального развития и инфраструктуры, а также министерства по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры. Последнее возглавил Виктор Долидзе, бывший оппозиционер и член партии «Свободные демократы», которая потерпела поражение на парламентских выборах 8-го октября […]
Профессор политологии Тбилисского государственного университета Корнелий Какачия полагает, что утвержденное парламентом руководство Грузии продолжит прежнюю политику, в том числе политику нормализации в отношение России. Одновременно, по мнению эксперта, здесь могут возникнуть определенные вызовы. В частности, по его словам, иницированный правящей партией четыре года назад формат прямого диалога с РФ «исчерпал себя», так как согласно договоренности сторон, в рамках данных встреч должны были обсуждаться лишь торгово-экономические и гуманитарные вопросы. Что касается самых острых тем, касающихся территориальной целостности Грузии и российской оккупации, они продолжали обсуждаться на международных Женевских переговорах, которые без ощутимых результатов проводятся с 2008 года.
«Обе стороны понимают, что формат прямого диалога исчерпал себя. За последнее время со стороны России все чаще слышны предложения расширить формат этих переговоров, а также восстановить дипотношения, разорванные по инициативе Тбилиси в результате российско-грузинской войны 2008 года. Я ожидаю, что данные заявления станут все более интенсивными, и Тбилиси придется лавировать, чтобы сохранить те результаты, которые были достигнуты в итоге диалога с Россией», – сказал Какачия в интервью с Русской службой «Голоса Америки».
Политолог объясняет желание Москвы наладить дипотношения с Тбилиси следующими причинами. В первую очередь, полагает эксперт, Россия хочет позиционировать себя не только как региональная сила, доминирующая на территории бывшего СССР, а как глобальный центр мировой политики. Соответственно, отмечает эксперт, на престиже России неблагоприятно отражается тот факт, что Грузия, которую Москва желает представлять в сфере своего влияния, не имеет отношений с Россией. Более того, по словам политолога, восстановление дипотношений с Грузией будет сигналом для других постсоветских стран, а в частности – для Украины, насчет того, что не существует перманентных конфликтов, и что в течение определенного времени, возможны уступки в отношениях. Также, считает грузинский политолог, восстановление дипотношений с Россией может стать шагом, оказывающим психологическое и политическое давление на народ и правительство Грузии, в определенном смысле «узаконив» российскую оккупацию грузинских территорий.
Напомним, в результате российско-грузинской войны, Россия в 2008 году признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на данных территориях. Все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа и Науру – признают эти регионы территорией Грузии, оккупированной Россией.