Элита Узбекистана пришла к консенсусу, который поможет сохранить власть после смерти президента Ислама Каримова, считают опрошенные РИА Новости американские специалисты по Центральной Азии.
Преемственность власти
«Думаю, что политическая и экономическая элита Узбекистана фактически пришла к консенсусу относительно того, как должен произойти переход власти, учитывая, что правительство официально объявило о смерти президента. Так что я сомневаюсь, что будет существенная борьба за власть и за право быть преемником, которая имела бы последствия для региональной безопасности», — сказал Шон Робертс, профессор Университета Джорджа Вашингтона и директор программы по исследованию международного развития в этом университете.
«Узбекская элита как таковая имеет серьезный стимул к сохранению политической системы, которая и создала ее богатство. Это стимулирует их двигаться в направлении преемственности и стабильности режима», — заявил в свою очередь профессор политологии в Университете Джорджа Мейсона Эрик Макглинчи.
Он пояснил, что в Узбекистане накопление капитала напрямую зависит напрямую от власти, что и приводит к необходимости преемственности.
Будущие вызовы
По мнению Шона Робертса, преемнику Каримова придется столкнуться с рядом вызовов, включая возможный приток экстремистов.
«Кто бы в конечном итоге ни стал преемником президента Каримова, он, вероятно, столкнется с множеством вызовов, которые могут иметь последствия для региональной безопасности. Например, известно, что значительное число узбеков воюет в Сирии, и многие из них, вероятно, не были довольны режимом Каримова и могут посчитать, что переход власти к новому лидеру — это возможность для военных действий внутри Узбекистана. Сложно судить о размерах подобной угрозы, но она может вызвать по крайней мере некоторые волнения в сложное время», — считает исследователь.
Политолог Макглинчи также считает, что потенциальным вызовом может стать более активное вмешательство Узбекистана в судьбу узбекской общины на юге Киргизии. По его мнению, это может повлиять на двусторонние отношения Узбекистана и Киргизии.
Шанс для Москвы и Вашингтона
По мнению Эрика Макглинчи, и для России, и для США смена власти в Узбекистане означает шанс на дальнейшее улучшение отношений.
«Смерть Каримова дает шанс и Москве, и Вашингтону — ни один из них не имел особенно хороших отношений с Ташкентом в последние годы. Конечно, в интересах Ташкента продолжать балансировать между интересами великих держав в Узбекистане. Странным образом Каримов балансировал эти амбиции, охлаждая двусторонние отношения с Россией и США», — сказал Макглинчи.
«Преемник Каримова хорошо поступит, если поменяет этот подход и будет добиваться более дружеских отношений с Москвой, Вашингтоном и Пекином», — добавил политолог.
Александр Богдановский
Читать статью | © Кыргызстан сегодня