Всеобщая радость от обратного превращения Турции из вчерашнего врага России в ее друга ставит вопрос о том, каковы механизмы замирения с экс-супостатами в общественном мнении – является ли оно не более чем продуктом действий элит или движимо более глубинными факторами. В этом плане интересен не краткосрочный эпизод с Турцией (изменение ее статуса – продукт действий элит anyway), а "прощение" Германии как агрессора Второй мировой войны в глазах жителей СССР еще до распада Советского Союза.
Если судить по anecdotal evidence и по обрывочным материалам опросов, проводившихся в 1960-е годы (см. "Четыре жизни России" Грушина), то антинемецкие настроения в отношении ФРГ в Советском Союзе в те времена были довольно сильны. Западная Германия воспринималась как реваншистская страна и преемница нацистского режима, что ложилось на личный опыт тех, кто пережил Вторую мировую войну, но подогревалось советской официальной пропагандой. Однако в начале 1970-х годов под влиянием разрядки и новой восточной политики правительства ФРГ вектор советской пропаганды сменился риторикой "мирного сосуществования". Этот поворот сопровождался и сменой поколений в СССР: те, кто не пережил Вторую мировую войну, уже не испытывали страха и ненависти к западным немцам как "фашистам". Потребительская "тихая революция" превращала ФРГ в глазах граждан позднего СССР прежде всего в страну, где производились качественные дефицитные товары, так что в этом плане отношение к ней становилось частью общего увлечения манящим и почти недоступным Западом. Предельно огрубляя, ФРГ к началу 1980-х для многих советских граждан была страной каталога "Отто", а про реваншизм все забыли. Если даже вывести за скобки те эффекты, которые на восприятие ФРГ в Советском Союзе оказывала союзническая ГДР, то не будет сильным преувеличением утверждать, что немцы в глазах советских граждан были прощены еще до того, как во времена перестройки антизападный официальный язык сменился прозападным.
А вопрос такой: каковы причины этого прощения?
(1) субъективные – отказ от агрессивной пропаганды против ФРГ;
(2) объективные – смена поколений в СССР и рост прозападных потребительских настроений (в духе тезиса о том, что СССР сокрушили джинсы и рок-н-ролл, можно сказать, что Германию простили из-за каталогов "Отто" и группы "Чингисхан");
(3) сочетание п.(1) и п.(2);
(4) что-то иное (что именно)?