Сегодня — вот, действительно, летом делать нечего, да? — пойду на Экспертный совет ВАК по региональной и отраслевой экономике где будет разбираться дело министра Никифирова, диссертация которого содержит десятки страниц копи-пейста. Это типичная фальшивая диссертация — например, в скопированных страницах механически заменены «здравоохранения» на «государственного управления», «государственных услуг» на «медицинских услуг».
Когда доказательства фальсификации в диссертации впервые всплыли два года назад, весной 2014 я сказал одному хорошему знакомому, который также знаком с министром, что самое лучшее, что может сделать Никифоров — это быстро написать заявление с просьбой отменить его степень. Это бы вряд ли бы стало новостями (тем более, что коллеги из Диссернета всегда были готовы лояльно относиться к тем, кто готов исправить свой поступок) и дало бы минимальные последствия. Понятно, что в правительстве и выше никому не было бы дела до этого заявления. Даже если представить фантастический сценарий, что Никифоров захочет заняться наукой после сверхбыстрой политической карьеры (такие случаи, в принципе, бывали), гораздо проще написать и защитить диссертацию заново.
Не знаю, передал ли мой знакомый этот совет — да и совет это такой простой, что его могли бы дать многие, но Никифоров заявления не написал. Результат — уже два года его «кейс» полощется в средствах массовой информации, в том числе и ведущих. Из «неважной» истории (Никифоров не является ничьим научным руководителем, у него нет «гнезда», да и научной карьеры он уже делать не будет), история стала одной из центральных и запоминающихся. Когда в июне диссовет в РАНХиГС — под огромным, очевидно, давлением, не отменил его степень, это опять стало центральной историей. Многие диссоветы в последние два года отозвали диссертации разных жуликов, и многие диссоветы закрыты — ровно из-за того, что они недостаточно быстро чистят «фальшивые диссертации». Почти очевидно, что завтра ЭС также сохранит степень — хотя минобр почистил этот совет (и даже сильнее, чем я ожидал), там сохранилось несколько «профессионалов фальсификаций».
Но мой совет министру Никифорову и сейчас — написать заявление об отмене степени. Мне лично это сэкономит завтрашнее утро, но ему — десятилетия «полоскания» в СМИ, блогах, форумах и разговорах. Министру 34 года — велик шанс, что все создатели «Диссернета» будут давно в могиле, а «фальшивая диссертация» по-прежнему будет сопровождать его фамилию. Это вовсе не то же самое, что другой «компромат» — если кого-то ловят на воровстве или, не знаю, чём угодно — это побудет новостью и забудется. А фальшивая диссертация — нет, ровно потому, что и через тридцать лет будут люди, у которых будут настоящие диссертации и они будут бороться с фальшивыми диссертациями просто потому, что существующие фальшивые диссертации наносят ущерб лично им.
Понятна разница? Если кто-то украл бюджетные деньги, то он нанёс ущерб гражданам в тот момент, а если у кого-то фальшивая диссертация — то он продолжает этот ущерб наносить каждый момент. Это не даст кейсу забыться — ну, пока существуют Россия и наука, то есть никогда. Так что до начала завтрашнего заседания в 11 я буду надеяться, что министр Никифоров эту простую вещь сообразит и добровольно откажется от степени.