Польша избежала понижения кредитного рейтинга Moody's, а последняя оценка ее экономической политики Международным валютным фондом является довольно мягкой. Несмотря на то, что националистическое правительство привлекло много негативного внимания в последнее время, оно может пойти по пути финансового национализма, который премьер-министр Виктор Орбан реализовал в Венгрии.
Moody's заявил, что не будет следовать примеру S&P Global Ratings, который неожиданно понизил рейтинг Польши в начале этого года. В своем анализе Moody's отметил устойчивость диверсифицированной экономики Польши, и спрогнозировал рост на 3,5% в 2016 и 2017 годах.
Рейтинговое агентство выразило обеспокоенность по поводу некоторых потенциально дорогостоящих популистских ходов. В частности, пособие на ребенка, покрывающееся единовременными доходами, такими как продажа телекоммуникационных лицензий в этом году; снижение пенсионного возраста и повышение минимального налогооблагаемого дохода; потенциальный кризис в банковской системе. Последний почти наверняка произойдет, если правительство выполнит свои предвыборные обещания провести реструктуризацию около 500 тысяч ипотечных кредитов, номинированных в швейцарских франках. Эта идея особенно опасна для статуса Польши как крупного европейского получателя иностранных инвестиций. Страна уже столкнулась с серьезным оттоком средств в этом году, и злотый оказался в числе наиболее слабых валют развивающихся стран, потеряв около 5% по отношению к евро с начала апреля (он восстановился после решения Moody's).
Дефицит бюджета Польши вряд ли уложится в 3%, определенные ЕС в качестве целевого показателя, а инвесторов может оттолкнуть националистическая риторика и социалистический пафос партии «Право и справедливость» (ПиС). Тем не менее, политика Орбана, на которую в основном опираются планы польского правительства, показала приемлемые результаты в Венгрии, и она может сработать в Польше тоже […]
Роль государства в экономике
Финансовый национализм Орбана в значительной степени удался. В своем докладе Джульет Джонсон из Университета Макгилла и Эндрю Барнс из Университета Кента в 2015 году отмечали: успех обусловлен отчасти тем, что международные рынки облигаций оказались удивительно терпимы к нелиберальной политике премьер-министра. Пока Орбан держал макроэкономические показатели под контролем, инвесторы были готовы кредитовать Венгрию, несмотря на то, что ЕС и МВФ ворчали о растущей роли государства в экономике и готовности Орбана обчистить крупные иностранные компании.
В случае с Польшей ситуация несколько сложнее. Правительству ПиС непросто противостоять давлению со стороны ЕС: партия является частью более слабой фракции в Европейском парламенте, и возглавляемая Жан-Клодом Юнкером Европейская комиссия также несколько более интервенционистская. Но поляки кажутся менее бесшабашными, чем Фидес партии Орбана.
Если ПиС удастся не погубить финансовый сектор страны и поддержать некоторые важные социальные обещания, умеренные меры финансового национализма могут получить некоторую легитимность и, возможно, даже некоторую привлекательность за пределами Восточной Европы.