Россияне пытаются перевести торг из плоскости Украина – Россия в плоскость США – Россия. Появившиеся в СМИ слухи о возможном обмене Надежды Савченко на заключенных в Соединенных Штатах россиян – это наглый запрос со стороны Москвы. Если пойти на такую сделку, Савченко представят как агента США.
России сейчас выгодна подобная интерпретация обмена: чтобы Америка заплатила за свободу Савченко, как свободу своего агента. Если гипотетически представить, что украинскую летчицу действительно обменяют на каких-то преступников, сидящих в американских тюрьмах, то это коренным образом изменит взгляд на проблему, приведшую к ее заключению в России.
Россияне пытаются преподнести эти переговоры как борьбу между РФ и США за влияние на Украину. Пытаются перевести торг из плоскости Украина – Россия в плоскость США – Россия. Кроме того, Путин был бы рад освободить таких преступников как Виктор Бут и Константин Ярошенко, фигурировавших в СМИ в контексте обмена Савченко, ведь они владеют неприятной для российского президента информацией.
К слову, полагаю, подобные слухи появились не случайно. Они говорят о том, что в российских политических элитах есть такие настроения. В Кремле демонстрируют, что задержанные на территории Украины ГРУшники Александр Александров и Евгений Ерофеев, которых украинская сторона готова обменять на Савченко, РФ неважны. Ведь это локальная игра, а россияне рассматривают украинскую летчицу как элемент глобальной игры.
Поэтому стоит отметить, что шансы обменять Савченко на российских военнослужащих есть, но они невысоки. В России считают такой обмен несимметричным, поскольку для них судьба заключенных в Украине военных не весит и десятой части того, что значит судьба Савченко для нас.
Многие говорят, что Путину выгоднее освободить украинскую летчицу, но это не более чем наши попытки рационально осмыслить ситуацию. Безусловно, передать Савченко Украине означало бы, что она станет проблемой не для Путина, а для Порошенко. Тем не менее, российский президент все видит иначе. Он мыслит категориями пацанско-криминальной системы ценностей, в которой отдать Савченко все равно что проявить слабость. А нежелание показать слабость для него гораздо важнее, чем какие-либо рациональные доводы.