Госсекретарь США Джон Керри летом посетит Грузию с официальным визитом. Об этом он заявил после встречи с главой МИДа Грузии Михаилом Джанелидзе в Вашингтоне.
«Еще раз хочу сказать о своем намерении прибыть в Грузию – это будет июнь, или чуть позже, мы работаем над этим, так как Грузия является важным другом для США и мы хотим заверить грузинское общество в нашей твердой поддержке в их борьбе за полную независимость, территориальную целостность и суверенитет», – заявил Керри на совместном с Джанелидзе брифинге 15-го марта.
Госсекретарь подчеркнул, что независимая, экономически развитая и единая Грузия имеет ключевое значение для мира и стабильности на Кавказе. Он также поблагодарил Грузию за «значительный вклад» в борьбу против терроризма и в миротворческую миссию в Афганистане. Керри также высказал поддержку евроатлантическому пути Грузии и стремлениям к более тесной интеграции с США и Европой.
В свою очередь глава грузинского МИДа выразил благодарность Керри за высказанную Грузии поддержку. Согласно его словам, успех Грузии во многих сферах был обусловлен именно стратегическим партнерством с Соединенными Штатами.
«Это истинная дружба, которая основывается на общих ценностях и интересах. Мы продолжаем работать вместе, и мы благодарны за поддержку, которую оказывают нам Соединенные Штаты и американский народ в достижении того прогресса, который сегодня налицо», – заявил Джанелидзе […]
«Определенный спад»
Профессор политологии Тбилисского государственного университета Корнелий Какачия считает, что несмотря на то, что стратегическое партнерство с США продолжается и по-прежнему является «наиважнейшим фактором» для развития Грузии, тем не менее, говорит эксперт, в течение последних восьми лет в американо-грузинских отношениях наблюдается определенный спад.
По словам политолога, это больше связано с отношением Администрации Барака Обамы к постсоветским странам в целом. В частности, утверждает Какачия, новая Администрация предпочла направление «realpolitik» – т.е. вести политику исходя, прежде всего, из практических соображений. Если сравнить с ролью, которую играла Грузия во время Администрации Джорджа Буша-младшего, при Обаме, считает политолог, Грузия «потеряла былую приоритетность».
В то же время, говорит Какачия, пришедшая ко власти в Грузии в 2012 году коалиция «Грузинская мечта» не сумела обозначить собственные взгляды и принципы в своей внешней политике. Согласно эксперту, это также касается всех других основных партнеров Грузии: Украины, Азербайджана и Турции, так что, отмечает Корнелий Какачия, Соединенные Штаты не могли быть исключением. Эксперт частично видет причину этого в предвыборной платформе «Грузинской мечты» , согласно которой Грузия не должна была стать «камнем преткновения» в отношениях Запада и Востока.
«Можно назвать инерцией то, что сохраняет динамику в американо-грузинских отношениях, но речь о том, что новые власти Грузии не сумели возвести эти отношения на новые высоты. «Грузинская мечта» не смогла четко представить Вашингтону свои интересы и цели. Об этом часто говорят в экспертных кругах США, что в отличие от нынешних властей, при предыдущих руководствах Грузии, было ясно, что хотели грузинские власти, и какая им требовалась помощь от Соединенных Штатов», – отметил Какачия в интервью с «Голосом Америки».
В результате, полагает эксперт, это отразилось и на риторике Соединенных Штатов. Так, когда США говорят о кризисе в Украине, утверждает Корнелий Какачия, «довольно схожие» проблемы Грузии слышны все реже, так как, полагает политолог, уже не считаются вопросами, которые стоит поднимать.
«По-моему, это проигрышно для Грузии», – говорит эксперт.
Что касается визита в Грузию Госсекретаря Керри, Корнелий Какачия считает его важным в первую очередь потому, что он состоится в предвыборный период, как раз тогда, когда в стране ожидается эскалация между политическими силами. Как говорит эксперт, помимо того, что тем самым Соединенные Штаты выразят поддержку Грузии, это также будет определенным знаком для России, т.е. подтверждением того, что Грузия не утратила актуальность для США.