Исследование Всемирного банка от 2000 г. показало, что уровень государственного присутствия в экономике в Молдове уступает только Азербайджану и превосходит даже Россию и Украину, традиционно вмешивающихся в дела большого бизнеса.
До недавнего времени внимание от этой ситуации отвлекал конфликт двух олигархических групп, возглавляемых Плахотнюком и бывшим премьер-министром Владом Филатом.
Однако в октябре 2015 г. ситуация изменилась. Плахотнюк, по слухам контролирующий правовую систему страны, добился ареста Филата, положив конец противостоянию двух группировок.
«В течение шести лет все правительства Молдовы были коалиционными. Коррупция оставалось проблемой, но разные политические группировки помогали сохранять определенный баланс. Теперь в стране монополия власти», — сказал bne IntelliNews Нику Попеску, старший аналитик Европейского Института по изучению проблем безопасности (European Union Institute for Security Studies, EUISS).
Филата арестовали по обвинению в краже $1 млрд из трех молдавских банков. Скандал обсуждался больше года. Следствие заявляло, что располагает доказательствами причастности Филата к кражам, хотя бывший премьер уверял, что главный прокурор Корнелиу Гурин действует по указке Плахотнюка.
«Вся властная система в Молдове прогнила: контроль сосредоточен в руках одного человека. Этот человек — Плахотнюк», — заявил Филат в парламенте, пока депутаты обсуждали, сохранить ли ему статус неприкосновенности.
Арест привел к развалу правительства, лидером которого была Либерально-демократическая партия Молдовы (PLDM). После нескольких месяцев переговоров сформировался новый кабинет, в этот раз возглавляемый Демократической партией, которую поддерживает Плахотнюк.
«Плахотнюк сначала захватил власть над судебной системой и силовыми структурами, а сейчас стал гегемоном молдавской политической системы», — отмечал в ноябре 2015 г. Владимир Сокор, эксперт Jamestown Foundation.
Плахотнюк сделал состояние во время президентства лидера Коммунистической партии Владимира Воронина в 2001—2008 гг. Его интересы охватывали торговлю энергией, недвижимость и банки.
Документы, представленные Лондонскому суду в 2012 г., доказывали причастность Плахотнюка к рейдерскому захвату Викториябанка (Victoriabank). Бизнесмен также подозревается в захвате других молдавских финансовых институтов. Все обвинения Плахотнюк отрицает.
Его политическая карьера началась недавно. В 2010 г., перед ноябрьскими выборами в парламент, его фамилия попала в список Демократической партии в последний момент. Попав в парламент, он стал первым заместителем спикера.
Затем Демократическая партия выдвинула его кандидатуру на пост премьер-министра, но план сорвал президент Николае Тимофти, предложив альтернативу — бизнесмена Иону Стурзу. После провала Стурзы на выборах в парламент премьером был выбран третий кандидат — Павел Филип, считающийся ставленником того же Плахотнюка.
Дальше отражать атаки Плахотнюка Тимофти не сможет — его президентство заканчивается в марте. Теперь вопрос в том, будет ли олигарх бороться за высший пост в стране или предпочтет и дальше действовать через своих ставленников.
Правительство Филипа было выбрано 57 депутатскими голосами из 101. Если эти депутаты останутся на тех же политических позициях, Плахотнюку нужно переманить на свою сторону всего нескольких депутатов, чтобы заручиться поддержкой необходимого для избрания нового президента большинства.
Большого труда это не составит. «Господин Плахотнюк умеет находить партнеров в бизнесе и политике. Он приятен в личном общении, не говоря уже о его даре убеждения, с помощью которого он получил в союзники парламентское большинство», — отмечает аналитик, пожелавший остаться неизвестным.
В интервью порталу jurnal.md в декабре 2015 г. Стурза прямо обвинил олигарха в том, что он шантажировал Тимофти некими криминальными данными о членах его семьи, заставляя поддержать кандидатуру Плахотнюка на пост премьер-министра.
Захват президентского поста — самостоятельно или через ставленника — даст Плахотнюку контроль над всеми властными структурами Молдовы, включая парламент, судебную систему и СМИ. В феврале местные журналисты выяснили, что медиагруппа Плахотнюка через другие структуры приобрела два телеканала — СТС Молдова и SuperTV.
В то же время, если парламент не сможет проголосовать за нового президента, будут назначены ранние выборы. На них Демократическая партия, дискредитировавшая себя связями с Плахотнюком, окажется в меньшинстве, а новый парламент будет под контролем пророссийской Социалистической партии (PSRM) и Partidul Nostru («Наша партия»). Это проблема, которую Плахотнюку придется как-то решить.
«Это уже вторая страна в Европе после Грузии, неформально контролируемая олигархами, которые безнаказанно пользуются властью, — отмечает Сокор. — Однако в то время, как Бидзина Иванишвили унаследовал нормально функционирующую страну, Плахотнюк орудует в развалившемся государстве с сокращающейся экономикой».
Есть отличия и от России эпохи Ельцина. «В России Ельцин обладал легитимной властью. Но это не случай Плахотнюка, — говорит Теодор Тудороиду, старший преподаватель Университета Западных Индий. — Плахотнюк превратился в символ всеобщей ненависти и отвергнут молдавским обществом».
Парламент больше не может быть политическим противовесом — за новое правительство проголосовали и утвердили результаты менее чем за полчаса. Молдаване в знак протеста вышли на улицы.
Около 15 тыс. протестующих весь день 24 января оставались на холоде, требуя отставки правительства Филипа. Сторонники проевропейской партии «Достоинство и Правда» (DA) выступили вместе с пророссийской PSRM и «Нашей партией». Лидеры двух партий позже обсуждали возможность формализовать свой союз, но конкретных решений принято не было. В социальных сетях оппоненты Плахотнюка пользуются хэштэгом #nuPlaha.
Это серьезные изменения на политической сцене Молдовы. Кэрри Лонгхерст, старший аналитик Колледжа Европы, сказала в интервью с bne IntelliNews, что политический фронт стал «размытым».
Граждане недовольны тем, что нынешнее правительство за пределами страны считается проевропейским. «Только не называйте это правительство проевропейским… Единственное, что о них можно сказать с уверенностью, это то, что они преданы Владимиру Плахотнюку, богатейшему олигарху страны», — написал Думитру Алайба, бывший советник премьер-министра, в открытом обращении к европейским лидерам и иностранной прессе.
До сих пор протесты в Молдове были мирными, но все может измениться, если Плахотнюк добьется президентского поста. «Тогда начнутся возмущения. Не знаю, будут ли они мирными — недовольство среди граждан растет», — говорит Белан.
Протестующие вышли на улицы 9 февраля, собравшись у здания Верховного суда в попытках помешать переизбранию его председателя Михая Поалелунги. «Мы считаем, что Поалелунги — инструмент влияния Плахотнюка, захватившего контроль над судебной системой страны», заявил лидер партии DA Андрей Настасе.
Тудороиу согласен, что демонстрации протеста продолжатся. «Если он будет демонстративно контролировать все в стране, общество еще больше радикализуется, и ему будет трудно справиться с последствиями, — считает он. — Насилие и попытки „цветной революции“ возможны, но я не верю, что есть шансы скинуть нынешнее правительство».
Если Плахотнюк станет президентом, страна окажется отрезана от международной финансовой помощи, а планы подать заявку на вступление в ЕС будут надолго забыты. Поскольку интересы граждан в парламенте не защищаются, единственной возможностью отстоять их станут массовые протесты.
Клэр Натталл, Бухарест, bne (Перевод Анны Кравченко)
Читать статью | © Финансовая Газетаhttp://fingazeta.ru/lifestyle/na-puti-k-avtoritarizmu-200256/