Сообщениями о коррупции россиян не удивишь. Какое влияние окажет фильм-расследование Би-би-си в России. Фильм Би-би-си под названием "Тайное богатство Путина", в котором говорится о причастности российского президента к коррупции и о связях с криминальными элементами, вряд ли вызовет массовое возмущение россиян. И не только потому, что этот фильм на английском языке. Российские элиты коррумпированы и пытаются узурпировать власть, считают 42 процента опрошенных "Левада-центром" россиян, но на уровне доверия к Путину эти подозрения не сказываются, сообщает РБК со ссылкой на исследование компании.
Политолог Николай Петров из Центра политико-географических исследований полагает, что показ фильма о Путине не будет иметь никаких последствий внутри России:
Николай Петров: У нас перед глазами есть пример гораздо более яркий, связанный с фильмом о детях генерального прокурора. И мы имеем реакцию самого Путина, который, отвечая на вопрос журналиста, сказал, что это журналистское расследование, которое не имеет никакой юридической силы. Пусть проводится расследование настоящее, и если есть какие-то реальные основания, то дело может рассматривать суд. Это было сказано в ответ на скандал, который разгорался несколько недель. И фильм, послуживший началом этого скандала, посмотрели миллионы людей. Всегда можно сказать, что это некий политический заказ. Песков, собственно, уже ответил, сказав, что все это клевета, поэтому никакого ответа со стороны президента не будет. Я думаю, что коль скоро и пока Путин является очень популярным президентом, а коррупция в России не является чем-то, что сегодня способно какую-то тень навести на политика, то, что показало Би-би-си, может каким-то образом, наверное, не очень значительным, но повлиять на образ Путина за границей, но не в России.
Радио Свобода: Многие обратили внимание на то, что в фильме впервые официально о причастности Владимира Путина к коррупционным схемам заявил представитель американского правительства Адам Шубин, возглавляющий в министерстве финансов США отдел, ведающий санкциями. Эксперты в США даже предположили, что это может стать прологом к введению финансовых санкций против российского президента. Высказывается предположение, что после расследования по делу Литвиненко и после фильма Би-би-си на Западе Путин предстает в каком-то совершенно новом качестве, и таким образом как бы отсекается от мирового сообщества, и что это подает сигнал элитам внутри России, что им с этим человеком не по пути. Можно так интерпретировать? Возможны ли какие-то последствия именно для элит, что они отойдут от Путина?
Николай Петров: Во-первых, последние два с половиной года Кремль предпринимал большие усилия, чтобы избежать возможного раскола элиты, сделать всю элиту, ее верхушку абсолютно зависимой от лидера. И эта тактика была вполне успешна. В этом смысле и на фоне резко ухудшившихся отношений России с Западом считать, что такого рода косвенный сигнал нужен и окажет какое-то действие, – в ситуации, когда и прямых сигналов было довольно много, – мне кажется, особенно не стоит.
Радио Свобода: Если говорить о том, что в этой ситуации может делать Путин и его окружение, – он загнан прочно в изоляцию?
Николай Петров: Мне кажется, напротив, у режима нет другого выбора, кроме как улучшать отношения с Западом, потому что в условиях продолжения конфронтации и сохранения санкций, в условиях, когда цены на сырье, в первую очередь на нефть, упали очень низко и, по-видимому, будут на этом низком уровне долгое время оставаться, у режима нет выбора. Надо улучшать отношения с Западом. И мы последние пару месяцев видим целый ряд сигналов, что это в какой-то мере удается. Достигнуты какие-то договоренности с США по поводу Сирии и т. д. Скорее можно говорить о том, на каких условиях и каким образом удастся о чем-то договориться.
Радио Свобода: Я не очень понимаю, о чем вы говорите, какие успехи были во внешней политике России в последнее время. На Западе общественное мнение теперь связывает Путина с такими тяжелыми вещами, как коррупция, и, возможно, с убийством. И договариваться именно с Владимиром Путиным западным политикам будет все сложнее.
Николай Петров: Во-первых, мы только что видели, как способны меняться и общественное мнение, и позиция лидеров в отношении гораздо более четко позиционировавшихся личностей вроде Башара Асада. И мне кажется, что было бы преувеличением сказать, что то, что показало вчера Би-би-си, создало какой-то шок и раскрыло кому-то на что-то глаза. Это не первый и не последний, наверное, коррупционный скандал в отношении Путина и российской элиты в целом. Думаю, что ничего нового в имидже, который российская элита имеет на Западе, это не добавляет, – говорит Николай Петров.