Рассматривая вопрос внесения изменений в Конституцию, в первую очередь нам нужно исходить из того, что сейчас в парламенте нет для этого 300 голосов. В этом убедились спецпредставители Меркель и Олланда, проведя во вторник встречи с представителями фракций.
И продавливать сейчас решения через парламент, думаю, будет контрпродуктивно. Совершенно ясно, что Россия не выполняет Минские соглашения, поскольку Запад продлил санкции. Продление санкций против РФ – большая победа украинской дипломатии. Мы помним, кстати, что и Порошенко, когда принимались конституционные изменения в первом чтении, говорил: «Мы будем смотреть, насколько другая сторона выполняет соглашения».
Так что у Украины есть довольно четкая аргументация: нельзя говорить о выполнении пункта 11, если не выполнен пункт 1.
Какие возможны варианты? Полагаю, лучшим вариантом для Украины был бы пересмотр Минска-2 и изъятие положений, навязанных нам извне и не отвечающих интересам Украины. Речь идет и о пункте 9 (выборы на оккупированных территориях), и о пункте 11. Но сделать это без наших западных партнеров мы не можем, а они предпочитают работать в прежнем формате.
В нынешних условиях принятие конституционных изменений будет неоправданным и вызовет поляризацию в украинском обществе, а также ослабление позиций нынешней власти. В этом не заинтересованы и наши западные партнеры.
Судя по всему, вариант, который сейчас рассматривается и на Банковой, и на консультациях с нашими западными партнерами, состоит в том, чтобы каким-то образом оттянуть голосование во втором чтении. Для этого сейчас используется юридическая казуистика. Не знаю, на чем остановятся в итоге, но лично я считаю, что мы могли бы сказать западным партнерам: «У нас нет 300 голосов, и сейчас вносить эти изменения в парламент – означает зарубить их. Давайте попробуем потянуть время».
Я лично не исключал бы и варианта, когда в случае непринятия соглашений мы сказали бы, что запускаем процесс заново и вносим необходимые правки. В частности, думаю, в пункте 18 нужно предусмотреть время действия переходных положений.
Этот вариант возможен. Но я не исключаю и попыток заняться юридической казуистикой: не вносить эти изменения в парламент и тем самым проваливать их, а попытаться потянуть время. Думаю, этот вариант поймут и наши западные партнеры. Конечно, российская пропаганда будет заявлять, что Украина нарушает Минские соглашения, но, думаю, все понимают, что сейчас мяч на стороне России. Она должна хотя бы выполнить пункт 1 и приступить к выполнению п.10 о выводе войск и техники с украинской территории.