«Диссернет», сообщество граждан, которые не могут спокойно смотреть на поддельные диссертации и их творцов, а вместе с ними и вся российская наука одержали первую крупную победу. Ришат Абубакиров, депутат Госдумы, защитивший в 2010 г. докторскую диссертацию по экономике, в которой, как показала проверка, вообще не было незаимствованных отрывков, степени лишен.
Победу одержал не только «Диссернет», чьи эксперты сначала привлекли внимание к работе Абубакирова, а потом стали авторами заявлений о ней в Высшую аттестационную комиссию (ВАК). В равной степени эта победа – результат усилий руководства и сотрудников Министерства образования и науки.
Должен признаться, что, когда только начинались разоблачения фальшивых диссертаций, двигаемые исключительно усилиями энтузиастов-общественников, я был уверен в безнадежности этих усилий. Тем более что эффективность зависела от участия Минобрнауки – слишком сильной казалась система, позволившая выстроить целые фабрики фальшивых диссертаций, в которых получили свои корочки влиятельные политики – депутаты Думы, министры, губернаторы.
Даже когда самая первая министерская комиссия, которой руководил замминистра историк Игорь Федюкин, довела до конца анализ десятка диссертаций, привлекших внимание общественности, и рекомендовала лишить их авторов незаслуженно полученных ими степеней, казалось, что на этом все и кончится. И Федюкин был вскоре вынужден покинуть министерство.
Тем не менее три года спустя можно констатировать: усилия министерства по очищению авгиевых конюшен дали вполне конкретные плоды. Закрыты десятки диссертационных советов – производителей «фальшака», лишены степеней десятки жуликов, защитивших фальшивые диссертации, деятели, по некомпетентности или злому умыслу (в данном случае это не важно) допустившие прохождение этих диссертаций, выведены из ВАК и ее экспертных советов.
Да, этот результат был бы невозможен без энтузиастов «Диссернета» (первичное выявление фальшивых диссертаций – тяжелый и неблагодарный труд) и российских ученых, которым дорога репутация отечественной науки. Труд активистов «Диссернета» не остался незамеченным – в частности, проект получил престижную премию «Политпросвет». Усилия сотрудников министерства, без которых эти результаты также были невозможны, менее заметны, да и не вызывают такого прилива благодарности – в конце концов, они просто делают свою работу. И все же несколько десятилетий работавшие из рук вон плохо институты ВАК и диссоветов медленно, со скрипом, но все же начинают действовать как надо.
Конечно, это все еще – спустя три года – начало пути. Масса разоблаченных «Диссернетом» высокопоставленных диссертационных жуликов не лишены степеней и кажутся недосягаемыми. Но я уже ошибся один раз и, возможно, окажусь излишне пессимистичным снова. В конце концов, царь Авгий, давая Гераклу задание, тоже ошибся, считая его невыполнимым.