Важное достижение этих выборов в том, что они конкурентны. В одних городах мы знали явных фаворитов, в других – сохранялась большая интрига.
Впервые выборы в больших городах Украины прошли в два тура. И это правильное нововведение. В частности, мы помним, как в Киеве на мэрских выборах победил Леонид Черновецкий. Победа вряд ли бы досталась ему, попади он во второй тур, поскольку в подобном случае сторонники прочих кандидатов объединились бы и проголосовали за его соперника.
Сегодня многие говорят, что второй тур мэрских выборов не оправдал себя, поскольку избиратели продемонстрировали невысокую явку – 34,08%. Тем не менее, когда речь идет о втором уровне местных выборов, провальным этот показатель не назовешь. К примеру, на местные выборы в Европе приходит ещё меньшее количество людей. Общая тенденция такова, что на президентских и парламентских выборах явка избирателей всегда выше, и это касается не только Украины, но и прочих стран мира. Посещаемость на местных выборах ниже, а во втором туре – ещё ниже. Это происходит, в частности, по той причине, что сторонники непрошедших во второй тур кандидатов демотивированы и не идут на выборы.
Таким образом, сегодняшние показатели посещаемости на местных выборах не стоит драматизировать. Высокая явка – это, конечно, показатель активности граждан. Тем не менее, когда они приходят на избирательные участки, не зная за кого голосовать, и делают свой выбор спонтанно, это негативно влияет на результаты. Порой важнее, чтобы проголосовали именно те, кто сделал свой выбор сознательно.
Важное достижение этих выборов состоит в том, что они конкурентны. В одних городах мы знали явных фаворитов (Киев, Львов), в других – сохранялась большая интрига. Иногда кандидаты, которые по результатам первого тура заняли второе место, ко второму – вышли на первое. Причина всё та же – объединение голосов сторонников других кандидатов. И в этом сущность второго тура.
Еще одна тенденция – утрата монополии Оппоблока в восточных и южных областях страны, хотя ранее Партия регионов господствовала здесь фактически безраздельно. В данном случае я бы отметил Запорожье, где по результатам второго тура кандидат от БПП Николай Фролов существенно нарастил свою поддержку. Если бы Укроп поддержал его, то, возможно, он бы одержал победу над Владимиром Буряком, считающимся протеже Ахметова. Также была серьезная конкуренция в Павлограде – именно там, где незаконно пытались отменить второй тур выборов. В Кривом Роге, где ранее господствовала Партия регионов, кандидаты идут практически вровень (разрыв всего лишь 400 голосов). Кандидат от Самопомочі Юрий Милобог говорит, что имели место большие фальсификации, поэтому могут быть суды и пересчёт голосов. Ещё один прекрасный результат – победа в Николаеве представителя Самопомочі Александра Сенкевича, а также драматическая конкуренция между Борисом Филатовым и Александром Вилкулом в Днепропетровске, где по данным «Опоры» и двух экзит-поллов, проведенных респектабельными КМИС и СОЦИС, победу одержал кандидат от УКРОПа. Хотя господин Левочкин ссылается на какой-то «свой» экзит-полл, и это тоже говорит о том, что методы работы бывших регионалов мало изменились.
Тем временем, в Ужгороде победителем второго тура стал экс-регионал и кандидат от партии Відродження Богдан Андриив. Так что не везде им поставили заслон, а тем более в таких местах, которые считаются вотчинами региональных кланов. Можно сказать, что эти выборы еще раз показали необходимость объединения сил. Если в лагере, который мы традиционно называем демократическими силами, не стихают склоки и ссоры, всё это работает на руку экс-регионалам.