Одесская область и город Одесса, находящиеся на черноморском побережье и соседствующие с Румынией и Молдовой (и Приднестровьем), оказались в центре внимания в период Евромайдана, аннексии Крыма и дальнейшей российской интервенции в Украине. Местным жителям довелось определяться со своими позициями по поводу идентичности и территориальной целостности, вопросам, с которыми им раньше сталкиваться не приходилось. Несмотря на подъем местного сепаратистского движения и насилие, президентские и парламентские выборы 2014 года привнесли более мирную атмосферу в город и регион. С назначением бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили губернатором Одесской области, Одесса проходит через еще одну захватывающую главу в своем развитии.
В период перед Евромайданом Одесса преимущественно поддерживала бывшего президента Виктора Януковича и его «Партию регионов». К концу 2013 года, однако, многие в городе и регионе разочаровались в правлении В. Януковича. Необузданная коррупция, рейдерские захваты предприятий, давление на оппозицию и СМИ, ухудшение экономической ситуации, и неспособность выполнить обещанные социальные программы – все это оказало воздействие. В результате местная электоральная база В. Януковича уже уменьшилась накануне Евромайдана.
Одесса моментально отозвалась на Евромайдан. Национальное движение реально поднялось только в качестве реакции на жестокость милиции, направленной против небольшой группы мирных молодых протестующих, осудивших отказ В. Януковича подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Все недовольство по поводу правление В. Януковича вышло на поверхность в Одессе, как и в других регионах. На следующий день после насилия в Киеве многие одесситы вышли на демонстрацию. Сформировались местные «Евромайдан» и «анти-Майдан». Город, который часто называли аполитичным и оппортунистичным, активизировался.
Аннексия Крыма подтолкнула одесситов к тому, чтобы занять четкую позицию по вопросу территориальной целостности страны и задуматься о месте своего города в этой ситуации. Проукраинский лагерь сформировался быстро, начались марши и демонстрации, ежедневные встречи, множество акций гражданских активистов. Литераторы, журналисты, актеры, музыканты поддержали единство Украины. Вопреки тому, что сообщало российское телевидение, не было отмечено случаев антисемитизма, не говоря уже о анти-еврейских погромах. Многочисленные представители местной еврейской общины поддержали Евромайдан, приняли активное участие в деятельности, направленной на защиту территориальной целостности Украины.
После аннексии Крыма одесситы помогли и разместили в городе и регионе украинских военных выведенных с полуострова. Многие из них осели в Одессе, город стал базой для украинских ВМС. Некоторые допускали, что аннексия Крыма может позитивно сказаться на одесской экономике. Были ожидания того, что некоторые торговые пути переместятся в Одесский регион, туристы, которые ранее ездили отдыхать в Крым, теперь предпочтут Одессу. Однако одесситы быстро убедились в том, что нестабильность, созданная аннексией Крыма и событиями на востоке страны, на самом деле негативно сказалась на местной экономике. Она привела к резкому сокращению числа тех, кто задумывался о посещении региона или ведении бизнеса тут.
Время пребывания В. Януковича у власти создало систему, которая основывалась на личной преданности и патронажных сетях. И хотя этот монстр вымогательства надломился под влиянием Евромайдана, многие элементы остались на местах, особенно на востоке и юге Украины, в том числе и в Одессе. Город столкнулся с опасным сочетанием разных проблем: коррупции, некомпетентности и неблагонадежности. Ключевые городские политики – все члены «Партии регионов» – оперативно покинули ряды партии и партийные фракции в парламенте, областном и городском советах. Но вопрос об их лояльности по отношению к новой власти оставался открытым. Город оказался без какой-либо консолидированной политической элиты, которая была бы способна или стремилась стабилизировать ситуацию. На время Одесса оказалась в состоянии политической анархии.
«Пламя» войны в Донбассе оказало влияние на Одессу. Социальные различия стали более жесткими. Пророссийские настроения, возможно, и присутствовали тут раньше, но они были в состоянии спячки и редко заявляли о себе публично. До этого практическая невозможность превращения в часть Российской федерации превращала сепаратизм в удел маргиналов. Когда же отделение от Украины стало казаться возможным (при помощи российской интервенции), пророссийское сепаратистское движение вдохновилось и активизировалось, при охотном желании принять участие со стороны представителей бывшего режима В. Януковича. Москва запустила мобилизационный клич в виде идеологии «Новороссии» и оказала содействие местным сепаратистам.
Сепаратисты географически обосновались на площади Куликово поле в Одессе. Они как будто появились из ниоткуда, их лидеры были незнакомы для одесситов. Они стали проводить периодические марши, что грозило конфронтацией с проукраинскими группами. Местные правоохранительные органы и органы государственной безопасности практически ничего не предпринимали для пресечения такой деятельности, которая была направлена на подрыв территориальной целостности страны.
Одесса стала важной частью специальной операции, которая теперь проводилась в Украине. Пророссийский лагерь получил массированную финансовую поддержку, а его активисты соревновались между собой в получении финансирования. Присутствие в Одессе Генерального консульства России было особо удобным. Украинская православная церковь (Московский патриархат) имела давнишнюю практику продвижения пророссийской, антиукраинской пропаганды. Ее представитель в регионе Агафангел был одним из самых консервативных и пророссийских священников в рядах церкви. Он базировался в Одессе годами и обладал значительным влиянием на паству и местных политиков.
Антиукраинский поток в российских СМИ был непрерывным и также оказал воздействие на настроения многих. Люди были подвергнуты тщательно продуманным посылам кремлевской пропагандистской машины. Похожие подходы часто присутствовали и на украинских общенациональных телевизионных каналах, за заметным исключением «Пятого канала», который принадлежал Петру Порошенко. Несколько одесских каналов, самые заметные среди них – «Академия» и АТВ, также послушно следовали идеологической линии Москвы.
Несвоевременное решение украинского парламента приостановить действие языкового закона Кивалова-Колесниченко, который представлялся как таковой, что дает более широкие права региональным языкам, в том числе и русскому, было использовано как «доказательство» якобы имевшего место намерения новых украинских властей преследовать русскоязычных жителей. На самом деле права русскоязычных граждан Украины никогда не ущемлялись. Даже сегодня – на фоне российской агрессии против Украины – нет никакой реальной угрозы языковым правам русскоязычных граждан Украины.
Одна из специфических геополитических черт Одессы заключается в ее близости к Приднестровью, которое было и остается источником инфильтрации российских агентов и пророссийских активистов в Одесский регион. Крым тоже оставался источником такой беспрепятственной инфильтрации аж до конца 2014 года, когда транспортные связи с полуостровом были перекрыты.
По мере того как сепаратистское движение, при поддержке России, распространилось в Донецкой и Луганской областях весной 2014 года, складывалось впечатление, что Одесса может стать следующей. Напряжение в городе увеличивалось, и произошли небольшие стычки. Очевидно, что был взят курс на дестабилизацию. 2 мая 2014 года пророссийские радикалы (при молчаливом согласии и даже прямой поддержки части сотрудников правоохранительных органов) атаковали мирный проукраинский марш. Этот марш состоял преимущественно из болельщиков местной футбольной команды «Черноморец». Многие одесситы присоединились к этому маршу, некоторые целыми семьями с детьми. Первые жертвы пали от огнестрельных ранений. Фотографии и видеозаписи проливают свет на использование автоматического оружия со стороны сепаратистов. Последовали столкновения на улицах центра города.
Все происходящее можно было наблюдать в прямом эфире на экранах телевизоров; многие одесситы были возмущены происходящим и вышли на улицы. Преобладающее настроение сводилось к тому, что, видимо, сценарий Славянска и Донецка пытаются реализовать в Одессе. Вскоре инициаторы столкновений оказались в меньшинстве. Здание профсоюзов на площади Куликово поле, рядом с которым находился палаточный городок сепаратистов, было окружено проукраинскими активистами. С обеих сторон использовались коктейли Молотова, камни, металлические предметы. В здании произошел пожар. Были попытки эвакуировать людей из здания и сотни людей вышли из него. Но в конечном итоге этого кровавого дня 48 человек погибли. Это было худшее кровопролитие в Украине после событий в Киеве в конце февраля 2014 года. Относительный мир в городе был грубо нарушен.
Неудивительно, что российская пропаганда представила все эти события как сознательный и злостный акт со стороны украинских правых экстремистов. Но оставались фундаментальные вопросы. Например, действительно ли это была попытка распространить волнения из Донбасса на юго-запад Украины в более мягкой форме (без использования «маленьких зеленых человечков»)? Стала ли трагедия результатом провокации, направленной на кровопролитие и дестабилизацию города и региона? Был ли это некий пробный шар с целью посмотреть на соотношение сил в городе? Или это была местная инициатива, авантюрное действие со стороны части местных сепаратистов (часть из них не приняла участие в событиях)? Возможно, что со временем появится больше информации, но пока четких ответов нет. Адекватного расследования не было, не с точки зрения установления хронологии событий или причин смертей, а с точки зрения установления организаторов столкновений.
Внеочередные президентские выборы в конце мая 2014 года произошли без всяких инцидентов. Петр Порошенко, сам родом из Одесской области, получил здесь более 40 процентов голосов. Во внеочередных парламентских выборах в конце 2014 года партии во главе с президентом П. Порошенко и премьер-министром Арсением Яценюком выступили здесь достаточно успешно. Остатки «Партии регионов» под новым брендом «Оппозиционный блок» выступили в Одессе лучше, чем в других частях страны, но все равно их результат тут был далек от того, что здесь раньше получала «Партия регионов». Некоторые местные политики, ранее имевшие отношение к «Партии регионов» (Сергей Кивалов, Эдуард Матвийчук) выиграли в мажоритарных округах за счет своих известности, опыта и ресурсов.
Попытки дестабилизировать город и регион не прекращаются. Периодически возникают разные «ассоциации» и «советы», которые якобы выступают за права меньшинств. Усилия прилагаются для использования этнической пестроты населения Одесской области, в особенности для раскачивания ситуации в западных регионах области, где в значительных количествах представлены неукраинские этнические группы (гагаузы, румыны, болгары и другие). В конце 2014 – начале 2015 годов имела место серия взрывов в городе, очевидно направленная на запугивание местного населения. Однако эти действия не привели к желаемому эффекту. Жители продолжали жить своей жизнью, и многие внесли свой вклад в противодействие агрессии на Донбассе и в ход реформ в стране. Различия все еще сохраняются, но складывается впечатление, что проукраинские настроения превалируют.
В конце весны 2015 года Одесса привлекла к себе широкое внимание в связи с назначением бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили на должность губернатора Одесской области. Среди его задач улучшение экономической ситуации, борьба с коррупцией и проведение реформ. Такое неожиданное назначение вызвало разнообразную реакцию – от глубокой озабоченности и скептицизма до безграничной эйфории. Естественно, остается много вопросов в связи с назначением бывшего президента другого государства губернатором одного из украинских регионов. Сможет ли он найти общий язык с местными и общенациональными политическими игроками, создать хорошую команду администраторов, ужиться с населением, в котором есть и заметный пророссийский контингент?
Саакашвили, без сомнения, успешно проявил себя на данном этапе с точки зрения его связей с общественностью. Он увеличил открытость офиса губернатора, начал диалог с людьми, поощрил общественный активизм, сократил количество государственных служащих, пригласил молодых и многообещающих менеджеров. Он столкнулся с местной коррумпированной таможенной системой, сделал шаги к улучшению транспортной инфраструктуры, принял меры к отмене некоторых незаконных и скандальных захватов земли. На данный момент еще не представляется возможным дать окончательную оценку его деятельности, но можно сказать, по крайней мере, что летом 2015 года климатом и гостеприимством региона воспользовалось рекордное количество гостей Одесщины.