К власти в Польше вернулись консерваторы из партии экс-премьера Ярослава Качиньского. Он известен антироссийскими взглядами и не забывает напоминать, что всегда предупреждал об угрозе из Москвы, считают эксперты
По итогам парламентских выборов в Польше, прошедших в воскресенье, 25 октября, консервативная партия «Право и справедливость» (PiS) набрала 39% голосов и получила право формировать правительство. По действующей в стране мажоритарной системе PiS может претендовать, по данным экзитполов, на 232–240 из 460 депутатских мандатов.
Впервые за 26 лет существования демократической Польши более половины мест в парламенте получила одна партия, последний раз сравнимое представительство было у коммунистов в сейме, избранном в 1985 году, еще до падения просоветского режима. Впервые женщину-премьера (Эву Копач из «Гражданской платформы») сменит также женщина — Беата Шидло.
Победа PiS прервала пятилетнее доминирование праволиберальной «Гражданской платформы» в польской политике: на президентских выборах в мае 2015 года действующий глава государства Бронислав Коморовский уступил кандидату от PiS Анджею Дуде. По выражению The Guardian, воскресное голосование «завершило поворот Польши вправо».
Если Варшава ужесточит свою политику по отношению к беженцам, это стоит рассматривать не столько как отдаление от Брюсселя, сколько как выполнение договоренностей Вишеградской группы, куда Польша входит наравне с Венгрией, Словакией и Чехией, считает эксперт ИМЭМО РАН Ирина Кобринская. «Лидеры четырех стран ранее договорились, что выступят единым фронтом против предложенной Еврокомиссией системой квот на прием беженцев. Три страны выступили против, Польша все же одобрила этот план», — говорит она. При этом, уверена Кобринская, вопрос о сирийских мигрантах сейчас стоит уже менее остро, поэтому говорить о том, что новое правительство Польши однозначно откажет в поддержке системе квот, преждевременно. Проблема беженцев является ключевым, но не единственным расхождением партии PiS с европейскими властями […]
У Москвы не получится сыграть на разногласиях Варшавы и Брюсселя — Кобринская считает, что попытки внести раскол внутри ЕС извне будут малоуспешными. Проследить это можно на примере той же Венгрии, которая благосклонно относится к России, но по вопросу санкций предпочитает поддерживать общеевропейскую позицию. «Если же через некоторое время действительно начнется ослабление санкционного режима ЕС и, соответственно, контрсанкций России — а поляки немало от них пострадали, — только тогда появится шанс на нормализацию отношений», — говорит РБК Кобринская.