Мы все говорим: «Особый статус Донбасса». Но речь идет только об одной трети Донбасса, об оккупированных территориях, которые мы не контролируем. И там не особый статус, а это называется особым порядком местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Я думаю, это кардинальное отличие от особого статуса Донбасса, которое хотели бы боевики и Путин.
Мы эти районы сейчас не контролируем. У нас был принят закон «Об особом порядке местного самоуправления», вступление в силу которого привязано к проведению выборов, а сами выборы — к восстановлению украинского законодательства и выводу незаконных вооруженных формирований, российских наемников с территории Донбасса. Там порядок определен именно таким образом, сообщают Экономические Известия.
Вчера была внесена ссылка на переходные положения Конституции о том, что будет действовать особый порядок в этих районах со ссылкой на закон. Ничего принципиально не изменилось. Опять идет отсылка на закон, который вступит в силу после выполнения требований Украины. Мы на это пошли, потому что в соответствии с Минскими соглашениями должны зафиксировать эти положения в Конституции. Это сделано не в основном тексте Конституции, а со ссылкой на закон, который может быть адаптирован. Было бы хуже, если мы в Конституцию внесли какие-то положения, которые расписывали бы, как осуществляется особый порядок местного самоуправления.
Это сделано с целью показать, что Украина выполняет Минские соглашения, а другая сторона их не выполняет. Я бы это рассматривал как дипломатический маневр. Путин, конечно, хотел бы, чтобы эти положения были расписаны в Конституции.
Если говорить о децентрализации в целом, то это шаг в правильном направлении. Я бы хотел обратить внимание, что наполнять бюджеты теперь будут сами Рады, а не областные администрации. Более того, Радам на областных и районных уровнях возвращают исполнительные комитеты, которых они были лишены.
И это очень важно для местного самоуправления. Я бы сказал, что это шаг вперед. Критики говорят, что слишком много полномочий будут иметь префекты, но, я думаю, что в той ситуации, в которой мы сейчас находимся, децентрализация без сохранения контроля со стороны центра была бы крайне опасной.
Я считаю правильным введение временного лага для реализации части этих конституционных изменений, которые будут состоять в том, что на полную мощь децентрализация заработает с 2017 г. Законы должны быть приведены в соответствие с конституционными изменениями. Это даст время на адаптацию страны к новым изменениям в условиях реальной войны, которую мы ведем.