Грузия является одним из лидеров программы Восточного партнерства и желает присоединиться к Европейскому союзу (ЕС), или, как иногда говорят в Грузии, вернуться в Европу. В прошлом году вместе с Украиной и Молдовой страна подписала соглашение об ассоциации с ЕС. Накануне саммита Восточного партнерства особую актуальность для Грузии приобрел вопрос о безвизовом въезде в ЕС для ее граждан. Если эта страна, по оценке Брюсселя, выполнит условия для начала процесса либерализации визового режима, то 28 странам ЕС нужно будет принять политическое решение. Однако пока единого мнения у стран-участниц по этому вопросу нет.
Для Грузии же зеленый свет этому процессу важен — страна уже многое сделала для выполнения необходимых требований, и теперь Тбилиси надеется на упрощение визового режима. Отказ же может вызвать неудовлетворенность и разочарование грузин. По мнению профессора Государственного Тбилисского университета, политолога Корнелия Какачии, это важно и для отношения Грузии и России — Москва может использовать отказ, чтобы повлиять на отношение страны к ЕС и НАТО. Политолог напоминает, что Южно-Кавказский регион расколот. И Грузия пытается политически дистанцироваться от Азербайджана и Армении, поскольку не хочет дожидаться, когда оба враждующих соседа разрешат проблему Нагорного Карабаха.
«Таким образом, грузины сейчас пытаются соединиться с Молдовой, Украиной и Черным морем, а не с Южным Кавказом. Похожие вещи происходят в Армении, которая уже стала членом Евразийского союза. Азербайджан тоже играет в свою собственную игру. Вместе с тем, Южно-Кавказский регион в основе уже потерпел неудачу, и в ЕС это знают. И им нужно изменить свою политику. Последние 20 лет они пытались развивать региональное сотрудничество, но сейчас они видят, что региональное сотрудничество на Кавказе не работает.
Поэтому, считает он, ЕС должен сделать выбор и принять стратегическое решение, что сообщество не может относиться к подписавшим соглашение об ассоциации Грузии, Молдове и Украине так же, как, например, к Марокко или Тунису. Три эти страны вместе следует рассматривать как отдельную категорию, отличную от Азербайджана, Армении и Белоруссии, которые тоже входят в Восточное партнерство, но выбрали другой путь. Грузия нуждается в европейской перспективе, которая все еще не вполне ясна, говорит Корнелий Какачия. То, что целью Грузии является вступление в Европейский союз, подтверждает и министр иностранных дел Гиги Гигидзе, отмечая, что Тбилиси интенсивно готовится к рижскому саммиту.
«Мы ждем, что ассоциированные страны, все три государства, получат очень ясное послание от ЕС, что общей конечной целью сотрудничества станет наша интеграция в Европейский союз. Мы очень надеемся, что будет ясно заявлено, что Грузия, Молдова и Украина станут членами ЕС», – заявил Гигидзе.