Что сулят дипломатические разногласия между Грузией и Арменией? Каковы перспективы карабахского урегулирования накануне новой встречи Ильхама Алиева и Серж Саргсяна? Каковы попытки «Учредительного парламента» свергнуть правительство Сержа Саргсяна? На эти и другие вопросы haqqin.az отвечает доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа (Ереван) Сергей Минасян.
Haqqin.az: На наших глазах разворачивается дипломатический скандал между Арменией и Грузией из-за приема спикером Национального собрания Галустом Саакяном «спикера парламента» Южной Осетии Анатолия Бибилова. Как вы считаете, эта встреча была ответом Еревана на то, что Тбилиси не отправил 24 апреля в Ереван достаточно представительную делегацию или мы имеем дело с новым поворотом во внешней политике Армении?
Сергей Минасян: Это событие приняло уже достаточно комичный характер, особенно на фоне конспирологических и далеко идущих выводов и политизированных спекуляций, не имеющих никакой связи с политической реальностью. Просто так получилось, что команда осетинского политика оказалась более расторопной, чем пресс-служба спикера Национального собрания, и сфотографировала Анатолия Бибилова с Галустом Саакяном, преподнеся затем это случайное пересечение двух политиков в одном здании как рабочую встречу. Кстати, потом осетинская сторона это опровергла.
Haqqin.az: И как, на ваш взгляд, эта «случайная» встреча отразится на армяно-грузинских отношениях?
Сергей Минасян: Это никак не отразится на двусторонних армяно-грузинских межгосударственных отношениях и забудется буквально через неделю. Стороны давно, за более чем четверть века, попривыкли к тому, что у них разные подходы к ходу и урегулированию этнополитических конфликтов в регионе, и стараются особо не делать акцент на их разности и с пониманием подходить к позиции друг друга. Иногда бывают накладки, как с армянской, так и с грузинской стороны (достаточно вспомнить специфические заявления и сравнения бывшего президента Грузии Саакашвили, которые вызывали время от времени бурную реакцию в армянском обществе). Но и Ереван, и Тбилиси стараются не делать акцент на этом. Так будет и в этот раз.
Haqqin.az: 9 мая в Москве будут присутствовать президенты Азербайджана и Армении. Недавно в некоторых армянских СМИ прошла информация о том, что Москва может предложить Алиеву и Саргсяну некий свой проект урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Насколько это серьезно?
Сергей Минасян: Даже если и будет что-то предложено Москвой, то это может касаться только возможности установления некоего механизма по снижению эскалации на линии соприкосновения и мер по установлению доверия. Хотя я не очень уверен, что и это может быть реализовано, так как у азербайджанской стороны есть, скажем так, некое свое видение этого вопроса, и я очень сомневаюсь, что Баку на данном этапе будет согласен на такие шаги. А проект по окончательному урегулированию карабахского конфликта не будет предложен российской стороной президентам Алиеву и Саргсяну по той простой причине, что заниматься бесполезным делом Москва не будет. Российское руководство очень хорошо представляет, что стороны карабахского конфликта пока не готовы к компромиссному урегулированию, и не будет тратить свой политический ресурс на бесплодные попытки их уговорить.
Haqqin.az: На каком этапе, по-вашему, сейчас находится процесс переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта?
Сергей Минасян: Там же, где и был, как минимум, все последнее десятилетие. Переговорный процесс сейчас является формальным механизмом, который более направлен на то, чтобы обеспечить возможность сохранения хрупкого режима перемирия, а не достижения на данный момент пока нереалистичного окончательного урегулирования.
Haqqin.az: Сразу после мероприятий 24 апреля на свободу были выпущены задержанные ранее лидеры «Учредительного парламента». После освобождения Жирайр Сефилян заявил о том, что он намерен продолжать свою деятельность до тех пор, пока нынешняя власть не уйдет. Есть ли у «Учредительного парламента» силы и возможности для смены власти в Армении?
Сергей Минасян: Нет. У данной политической силы нет возможности не только для смены власти, но и для развертывания широкого общественно-политического движения в стране.