Об актуальных вопросах внешней и внутренней политики Грузии «ИнтерпрессНьюс» побеседовал с профессором Тбилисского государственного университета Корнелием Какачия.
Интерпресс Ньюс: После громких обсуждений и взаимных обвинений парламент утвердил новый состав правительства. Как вы оцениваете изменения в составе правительства? Что могут они означать? Чего стоит ждать от нового состава правительства?
Корнелий Какачия: По моим наблюдениям, общество ждало более радикальных изменений. Если не считать назначение Тины Хидашели в министерство обороны, то остальные изменения никак не соответствовали ожиданиям общества. Они оставили впечатление технических, косметических изменений. На мой взгляд, целью кадровых перестановок в правительстве, кроме сохранения власти путем усиления правительства, является сохранение стабильности до выборов 2016 года. Т.е. до выборов в стране должна сохраняться стабильность. Я не знаю, насколько можно назвать нынешнюю ситуацию устойчиво стабильной, но все же.
Интерпресс Ньюс: Невозможно, чтобы правящая команда не знала об отрицательном отношении общества. Представители правительства много и подробно говорили в парламенте о проведенной деятельности, но факт, что социальный фон очень тяжел. На ваш взгляд, чего стоит ждать обществу – деятельность нового состава правительства будет эффективнее, чем раньше? В этом плане, ждете ли лично вы, что коалиция серьезно скорректирует управление процессами? Лично я уверен, что от министра Хидашели стоит ждать хороших сюрпризов, но касается ли это всех министров?
Корнелий Какачия: Относительно министра обороны действительно есть довольно основательные положительные ожидания. У нее есть шанс сделать то, чего от нее ждут. Если учесть ее огромный политический опыт, то у нее не должно возникнуть проблем с эффективностью. Что касается других сфер, тут не стоит возлагать особые надежды, исходя из того, что сменилось лишь три министра. Правительство не представило не только новое видение, но и план действий по решению экономических проблем. Поэтому я говорю, что связывать с новым составом правительства ожидание революционных изменений не стоит.
Интерпресс Ньюс: Оппозиция обвиняет власть в неимении программы по преодолению экономических проблем. Вице-премьер Георгий Квирикашвили заявил – «жаль, что жизнь граждан ухудшилась». Премьер заявил, что правительство не убегает от проблем с лари, но несмотря на громкое обсуждение, все же осталось непонятно, что собираются делать власти для приостановления обесценивания лари и решения экономических проблем? Вопрос можно поставить и так – какое впечатление произвели на вас планы властей и насколько убедительно они выглядят для общества?\
Корнелий Какачия: Возможно, некоторые причины обесценивания лари находятся за пределами Грузии, но общество не закроет глаза на то, что в этот процесс свой вклад вносят и власти. Факт, что власти могли если не искоренить эту проблему, то хотя бы позаботиться о ней заранее. Было заранее известно о существовании риск-факторов, были разные намеки на то, что нашей валюте грозит обесценивание, как это произошло в соседних странах. Если присмотреться к заявлениям властей на эту тему, трудно будет сказать, что у них разработана конкретная политика по преодолению этого кризиса и смягчения его последствий. Я не думаю, что кадровые перестановки в правительстве породили у общества надежду на улучшение социально-экономической ситуации в стране. Такая надежда должна была появиться, но факт, что не появилась. Смена состава правительства не оказала положительного влияния на курс лари, наша валюта продолжает обесцениваться.
Интерпресс Ньюс: Премьер заявил, что стабилизация лари начнется через одну-две недели, но президент НБГ будто бы в ответ премьеру заявил – «никто не сможет заставить нас принять решение, которое поставит под сомнение экономическую стабильность страны». Если вспомнить слова министра финансов Нодара Хадури в адрес «националов» – «вы хотите быть шоком, но этого у вас не получится», то у большой части общества возникает подозрение, что «старые» власти сохраняют контроль над некоторыми сферами экономики, пытаются организовать «шоки» и линия противостояния между нынешней и прежней властью проходит через НБГ. Насколько велика вероятность того, что «националы» пытаются спровоцировать шоки в экономике и политике, чтобы направить общественное мнение против властей?
Корнелий Какачия: Исходя из своих партийных интересов, «националам» и другим оппозиционным силам выгодно постоянно критиковать власть и дискредитировать ее в глазах общества. Но я сомневаюсь, что президентом НБГ можно так легко управлять. НБГ это независимый институт и я не думаю, что правильным было бы обвинять в обесценивании лари только один институт. Правительство требует от НБГ активно вмешиваться в процесс, но опыт соседних стран показал нам, что это далеко не выход. Примером может послужить Азербайджан, где Национальный банк вынес на рынок долларовые резервы, но это делу не помогло. Возможно, есть некоторая логика в том, чтобы видеть причину в НБГ, но делать акцент только на президента НБГ больше похоже на действия в узко партийных интересах. Я не думаю, что единственной проблемой этого процесса является Кадагидзе.
Интерпресс Ньюс: Относительно действий НБГ мнения разделились – ответственность за обесценивание лари власти возлагают на Кадагидзе, а по мнению других, власти знают о непричастности Кадагидзе к этому процессу, но просто хотят избежать ответственности. Насколько велика вероятность того, что на фоне обесценивания лари правящая команда нанесет удар по Кадагидзе?
Корнелий Какачия: Мы видим, что такие попытки предпринимаются и из Кадагидзе хотят сделать козла отпущения. Но проблема кроется в другом, не там, где мы ищем причину. На это указывает и то, что у правительства нет рецепта эффективной борьбы с обесцениванием лари и они пытаются отвлечь внимание на другие направления. Если у правительства есть какой-нибудь план, они могут публично предъявить его или ознакомить НБГ с планом в закрытом режиме. Но так как у правительства подобных планов нет, к сожалению, складывается впечатление, что НБГ не является единственной проблемой в деле обесценивания лари.
Интерпресс Ньюс: На прошлой неделе произошло уникальное событие – в Конгрессе США республиканцы и демократы единогласно поддержали Грузию. Конгрессмен Джо Вильсон заявил, что «для США Грузия является надежным и стратегическим партнером». С участием американцев на учебной базе НАТО в Вазиани под эгидой НАТО проходят грузино-американские учения. Европа не снимает экономических санкций с России, США проводят с Грузией учения. Как можно воспринимать эти процессы – шаги Вашингтона являются реакцией на действия России в Украине или США окончательно определились со своей позицией по поводу России?
Корнелий Какачия: И то, и то, исходя из того, что администрации президента Обамы будет трудно сформировать новую политику в отношении России. Этого стоит ждать уже от нового президента, но факт, что события в Украине уже вызвали некоторые изменения и коррективы в политике США по отношению к России. Это уже отразилось на политике США по отношению к Грузии. Следует также отметить, что это пока не приняло систематический характер, что позволило бы нам сказать, что это часть целенаправленной политики Вашингтона в отношении Грузии, которая направлена на оказание помощи Грузии или другим постсоветским странам. Впрочем, главное, что в этом плане США предпринимают правильные шаги.
Интерпресс Ньюс: Хотя власти никогда не говорили, что на Рижском саммите Грузия получит безвизовый режим с Европой, ожидания в этом плане были велики. Уже известно, что лучшем случае Грузия получит безвизовый режим с Европой в июне 2016 года. Большинство экспертов соглашается, что на Рижском саммите Грузия получит перспективу вступления в ЕС, что также важно для страны в долгосрочной перспективе. На ваш взгляд, как отразятся итоги Рижского саммита на грузинской внутренней политике и общественном настрое?
Корнелий Какачия: Это обязательно отразится на общественном настрое. Та часть общества, которая скептически относится к евроатлантическому курсу Грузии, попытается использовать в качестве аргумента то, якобы Европа не хочет принимать Грузию в свою семью и нам нужно искать альтернативу. Но следует отметить, что к счастью, есть здоровая часть общества, которая понимает, что в отношении Грузии резких решений ждать не стоит, но мы должны продолжить двигаться в этом стратегическом направлении и рано или поздно обязательно получим от ЕС то, чего ждет большая часть грузинского общества. В этом плане важно, что относительно европейской перспективы власти сами не должны создавать беспочвенных ожиданий. Мы должны знать, что безвизовый режим не решит всех тех проблем, которые сегодня есть в стране. Общество должно знать, что Грузия правильно движется в европейском направлении. Главное, чтобы мы сами были непоколебимы в этом вопросе. Часть общества относится к этому скептически. Это связано не только со сложной экономической ситуацией, но и с попытками использования против Грузии т.н. мягкой силы со стороны России, а также работы российской пропагандистской машины, объектом которой является Грузия, а мишенью – население Грузии.
Интерпресс Ньюс: В этом году отмечается 70-летие победы над фашизмом, в связи с чем актуальной стала тема георгиевских лент. Никто не может быть против празднования победы над фашизмом 9 мая, но появление в Тбилиси байкеров с георгиевскими лентами стало причиной противостояния. В ситуации, когда георгиевская лента считается символом страны-оккупанта, остается неясно, почему пропустили грузинские пограничники байкеров с георгиевскими лентами? Между прочим, российских байкеров на свою территорию не впустили Германия, Чехия, Австрия, Польша…
Корнелий Какачия: Исходя из того, что 9 мая глава МВД заявил – ведомство в результате некоторых мер смогло предотвратить вход байкеров в Парк Ваке, то вопрос кажется абсолютно легитимным. Понятно, что МВД избежало эскалации событий. Но если МВД смогло эффективно вмешаться в этот процесс в последние дни, то почему оно не сделало это тогда, когда российские байкеры пересекли грузино-российскую границу. Если власти собирались реагировать на георгиевские ленты, им нужно было сделать это и объяснить все байкерам с самого же начала. Часть восточноевропейских стран отказалась впускать российских байкеров на свою территорию. Я все же думаю, что власти не думали об этом до тех пор, пока не встали перед необходимостью решать конкретную проблему. Я имею в виду, что уже в Грузии российские байкеры объявили, что собираются идти к Парку Ваке именно с георгиевскими лентами. Вообще, следует отметить, что наши власти давно действуют в режиме реагирования. История с байкерами еще раз показала то, в чем часто обвиняют власти – они работают в режиме постоянного реагирования, им не свойственно планировать и проводить превентивные меры.
Интерпресс Ньюс: Как вы оцениваете акцию, прошедшую 9 мая в Гори? Как выясняется, для участия в этой акции в Гори приехали люди из разных городов. Местные жители утверждают, что горийцы на данной акции составляли лишь 10%. Участники акции потребовали не только установить памятник Сталину, но и вступить в Евразийский союз. Было очевидно, что акция хорошо организована. Что следует думать, акция в Гори является результатов социального фона в стране или это дело рук т.н. мягкой силы России?
Корнелий Какачия: Возможно, в данном случае свою роль сыграли обе причины. Возможно, одна из главных проблем заключается в том, что у нас не был полностью переоценен сталинизм. Если учитывать возраст участников акции в Гори, то делать из этого большую трагедию я бы не стал. Но следует отметить, что приехавшие из разных городов группы были хорошо организованы. Если добавить к этому тяжелый социальный фон, усилившуюся российскую пропаганду, то акции удивляться не стоит. Эту акцию организовали люди в возрасте, но если России удастся распространить пророссийские настроения и в других слоях общества, то не исключено, что мы окажемся в более тяжелом положении. Все имеют право на собственное мнение, но власти должны действовать в рамках конституции. На уровне законодательства нужно запретить сталинско-фашистские идеи. Подобный хороший опыт имеют страны Восточной Европы и Балтии. Там дела обстояли также сложно, но закон эффективно справился с этими идеями. Наверное, власти Грузии должны предпринять шаги в этом направлении, чтобы общество увидело определенные результаты.
Интерпресс Ньюс: На международной арене представители властей часто говорят о внешнеполитических ориентирах страны, но во внутренней политике этот западный курс часто менее ощутим…
Корнелий Какачия: «Грузинская мечта», как коалиция, довольно пестра. Поэтому не стоит удивляться пестроте их сторонников. Власти пытаются не терять избирателей, в том числе и тех, которые не особо разделяют западные ценности и ностальгируют по Советскому Союзу. Они также не хотят терять своих либеральных и других избирателей. Коалиция опирается на разные социальные слои, которые придерживаются ярко выраженных пророссийских позиций. Именно этим можно объяснить аморфность действий властей и недостаток ясности во внутренней политике. На самом деле, такое неэффективное поведение лишает их очень многих сторонников. Очевидно, что власти не могут добровольно отказаться от какой-либо группы избирателей. Удовлетворять интересы обеих групп и проводить желательную для них политику одновременно практически невозможно. (Беседовал Коба Бенделиани)