Люблинский суд Москвы в четверг перенес на 13 мая рассмотрение вопроса о замене оппозиционному политику Алексею Навальному условного срока по делу "Кировлеса" на реальный – из-за того, что Навальный не был уведомлен о заседании надлежащим образом. С ходатайством о замене наказания в суд обратилась Федеральная служба исполнения наказаний, посчитавшая, что политик нарушил порядок отбывания условного срока. Алексей Навальный уже дважды был осужден условно – первый раз на пять лет по делу "Кировлеса", второй раз – на три с половиной года по делу "Ив Роше". По мнению адвокатов, решение суда зависит от активности Навального и его сторонников.
Доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, политолог Владимир Гельман полагает, что решение о том, сажать ли Алексея Навального в тюрьму или нет, принимают высшие эшелоны власти:
Владимир Гельман: Я не знаю, как руководители президентской администрации оценивают выгодность или невыгодность тех или иных шагов для себя. Реально решение принимает очень узкий круг лиц. Я почти уверен, что лично глава государства, если и не принимает решение, то в курсе раскладов. Исходя из чего они решают, что выгодно, а что нет, я судить не берусь, однако если условный срок Навального будет заменен на реальный, я не ожидаю какого-то большого всплеска общественных протестов. Это не значит, что они не возникнут когда-то в будущем, но на сегодняшний день крайне маловероятно, что власти столкнутся с каким-то организованным массовым сопротивлением, как это было после приговора по "Кировлесу". Организованность оппозиции довольно низкая. Настроения сегодня не таковы, чтобы мы ждали массовых появлений протеста и крупных манифестаций.
Радио Свобода: С другой стороны, у судов было много возможностей отправить Алексея Навального в тюрьму, почему Навальный все еще на свободе?
Владимир Гельман: В свете того, что произошло с Борисом Немцовым, вопрос ваш можно даже усугубить: почему Навальный до сих пор еще жив? Если по каким-то причинам власти сочтут, что проще и лучше держать Навального в таком подвешенном состоянии – у него брат отбывает реальный срок – они будут продолжать это делать. Если в какой-то момент им придет в голову, что хорошо бы Навальный отправился на свидание к Немцову, я думаю, что найдутся исполнители и механизмы для того, чтобы это решение было исполнено.
Радио Свобода: С вашей точки зрения, насколько серьезное место Навальный занимает в современной политической системе?
Владимир Гельман: Он публичная фигура, его высказывания тиражируются в средствах массовой информации. На общем фоне он наиболее значимая фигура оппозиции. Все другие деятели или менее значимы, или не имеют такого влияния, яркой команды единомышленников, которая действует вместе с ним. Другие оппозиционные деятели в основном больше одиночки. У Навального есть потенциал для того, чтобы стать серьезным лидером общенационального масштаба, хотя, конечно, власти чинят ему всевозможные юридические и политические препятствия.