Прошлый год стал знаменательным для России. От великолепной организации Олимпийских игр Москва перешла к аннексии Крыма, и далее – к прямой интервенции на Востоке Украины. Внезапно дружелюбный олимпийский медведь обернулся диким гризли.
Не взирая на санкции и падение цен на нефть Россия продолджает активно усугублять конфликт в Украине. Как представляется, в основе российской мотивации лежит несколько основных причин – идеологическая, геополитическая, а также военно-политическая. Именно они заставляют Кремль столь ожесточённо бороться за Украину.
Украина как зеркало и источник политических процессов
По большинству культурных, политических и идеологических характеристик Россия и Украина весьма близки. Такая близость делает всё происходящее в Украине весьма опасным для Москвы, повышая риск повторения ситуации и на российской почве. Именно потому прозападная демократическая Украина представляет собой очевидную угрозу в понимании Кремля.
Разумеется, проблема не столь однозначна. В России и по сей день бытует довольно распространённая позиция относительно родственной близости обоих народов, разделённых исключительно в силу ошибочных политических процессов, таких, как, например, провозглашение независимости Украины. Испокон веков формирование российского государства происходило путём «собирания земель», т.е. завоевания соседних территорий, единство которых затем обеспечивалось сильной центральной властью. Со временем такая стратегия превратила небольшое Московское княжество в Российскую империю, ставшую полноправной активной участницей европейской системы баланса сил. Советский период лишь усилил могущество России.
В значительной степени можно говорить о том, что созданию Российской империи предшествовало включение в её состав Украины в качестве Малороссии. Соглашения 1654-1668 годов, фактически, поставили Украину в полную зависимость от Московского царства, сформировав основу для становления сильной Росийский империи в 1700-х годах.
Таким образом концепция «русского мира» базируется на идее существования «единой нации», проживающей на территории России, Украины и Белоруссии. При этом дрейф Украины на Запад не только подрывает основу российских имперских амбиций, но и угрожает переходом «исконно русских» земель к геополитическому противнику.
Геополитический аспект
Российская стратегическая культура основана на двух доминирующих характеристиках: глубоком чувстве уязвимости и одновременно на имперских претензиях. Украина занимает важное место в понимании обеих.
Не взирая на бескрайние пространства российских земель, их европейская часть не столь велика. На протяжении истории российские земли неоднократно атаковались и захватывались различными противниками (татарами, поляками, французами, немцами), значительная часть которых ассоциируется с Западом. Соответственно, для России всегда было важно иметь буферные государства по периметру своих границ, в особенности границ с НАТО. Сегодня одной из основных военных опасностей, обозначенных Россией, является расширение НАТО на Восток, в то время как одним из основных страхов стало развёртывание вооружённых сил НАТО или же европейской системы ПРО на территории Украины. Причина в том, что данные шаги усугубляют исконные опасения Москвы – сокращение стратегической глубины российской территории.
Соответственно, Кремль отображает события в Украине не как национальное движение в рамках суверенного государства, но как битву между Востоком и Западом: США против России – хранителя традиционных ценностей и международной системы на базе ООН. Происходящее в Украине также подаётся широкой публике в рамках борьбы Третьего Рима с метафизическим Антихристом, представленным в лице Запада с его «упадком морали» и отказом уважать традиционные «сферы влияния». Российская официальная и медийная риторика отождествляет «либеральный Запад» с «украинскими неонацистами», которые представлены американскими марионетками. Советник Президента России Сергей Глазьев утверждает, что через несколько лет США начнут открыто угрожать России. Соответственно, Москва должна быть готова к отражению агрессии в военном, политическом, экономическом и социальном плане, сформировав вокруг себя международную консервативную коалицию.
Технология и стратегические вооружения
После распада Советского Союза российская военная индустрия потеряла основной источник производства межконтинентальных баллистических ракет (МБР), поскольку основные ракетные предприятия СССР базировались в украинских Днепропетровске, Павлограде и Харькове.
России пришлось восстанавливать собственную ракетную индустрию (на базе Воткинского машиностроительного завода), что потребовало от Москвы значительных финансовых и технологических усилий, более того, это процесс многолетний. Сегодня около 50% российских наземных МБР (которые составляют 80% всех развёрнутых стратегических ядерных сил России) всё ещё в той или иной степени связаны с украинскими предприятиями (на базе которых производились SS-18 “Сатана,” навигационные системы SS-19 “Стилет”, и даже системы нацеливания ракет «Тополь-М»).
Современный конфликт России с Украиной приостановил сотрудничество, основанное на обслуживании российских ракет украинскими предприятиями. По официальным данным, Москва намерена передать обслуживание всех МБР собственным предприятиям, что может быть связано, как минимум, с риском понижения эффективности МБР, и, в худшем случае со сложностями в области ядерной безопасности. К тому же, опасения россиян во многом связаны с риском передачи украинскими предприятиями технологических секретов МБР Западу.
Таким образом для России Украина играет особую роль в силу идеологических, геополитических, а также технологических причин. Украина является важнейшей сферой российских интересов вне собственной национальной территории, сферой, которую Москва готова защищать с оружием в руках и ценой немалых потерь.