"Переговоры на высшем уровне в Минске только что привели к новому перемирию в войне на Украине", – пишут замдиректора Института европейских, российских и евразийских исследований (университет Джорджа Вашингтона) Роберт Орттунг и исполнительный директор Международного форума исследований демократии Национального фонда демократии (США) Кристофер Уокер в статье для Foreign Policy.
При этом не видно достоверных признаков того, что Россия сворачивает деструктивную "гибридную войну", утверждают авторы статьи.
"Впрочем, попытку России дестабилизировать ситуацию на Украине нельзя рассматривать обособленно. Ее тактика является частью более масштабной схемы, в рамках которой Кремль использует сепаратистские конфликты как двигатели коррупции и преступности и как "троянских коней", стоящих на пути прогресса в нацеленных на реформы странах на российской периферии", – говорится в публикации.
"Возьмем пример Грузии, которая противостоит инспирированной Москвой дестабилизации в отколовшихся регионах Абхазия и Южная Осетия. Молдавия подобным же образом сталкивается с препятствиями в Приднестровье", – рассуждают Орттунг и Уокер.
"Подрывая территориальную целостность соседей, Россия стремится отвлечь правительства в Киеве, Кишиневе и Тбилиси от удачного проведения реформ по борьбе с коррупцией и созданию представительных учреждений", – утверждают авторы.
"Вместо того чтобы сосредоточиться на улучшении собственного управления, эти дестабилизированные государства вынуждены справляться с напряженными и вызывающими бурные эмоции проблемами, связанными с территориальным конфликтом. Подобные распри обостряют националистические настроения, вынося на поверхность сильный гнев на Россию и втягивая местных политиков в опасные политические дебаты", – говорится в статье.
По мнению Орттунга и Уокера, поскольку этот архипелаг спорных территорий кишит преступностью и коррупцией, он все больше угрожает безопасности ЕС. На Восточной Украине, в родном регионе бывшего президента Виктора Януковича, росла организованная преступность на основе процветающей всеохватывающей коррупции. "То же самое можно сказать и о Приднестровье, и о Южной Осетии: они являются рассадниками организованной преступности, и эти системы контролируются элитами, лояльными Москве", – говорится в публикации.
Как замечает специалист по России Марк Галеотти, распространяющаяся подобно метастазам оргпреступность была определяющей чертой того, что можно назвать "полумилитаризацией" Восточной Украины.
"Объединение местных бандитов с поддерживаемыми Россией силами стало неотъемлемой частью этой картины, и рост этих военизированных криминальных группировок только усилит проблему, с которой предстоит бороться Киеву, чтобы справиться с собственной коррупцией. Подобные группировки будут неизбежно пытаться установить связь с коррумпированными бюрократами и криминальными группировками на Украине и вместе с ними подрывать усилия по созданию экономики, основанной на праве", – считают Орттунг и Уокер.
"Помимо всего прочего, Кремль боится подъема демократических государств на его границах, которые могли бы служить альтернативной моделью путинской "вертикали власти", – говорится в статье. – Чтобы предотвратить возникновение таких альтернатив на российской периферии, Кремль использует деструктивную силу сепаратизма и сопровождающую его коррупцию и преступность, чтобы препятствовать реформам".
"Путин не может позволить повстанцам на Восточной Украине проиграть, потому что это будет представлять угрозу его контролю над службами безопасности и армией в собственной стране. И он не может допустить, чтобы правительство в Киеве добилось успеха, потому что это продемонстрирует населению Российской Федерации успешную демократическую альтернативу. Провоцирование нестабильности существенно важно для стратегии Кремля", – делают выводы авторы статьи.