В понедельник вечером завершились предварительные переговоры представителей МИД Украины, Германии, Франции и России в Берлине по Донбассу, которые длились около восьми часов. Никаких официальных заявлений по результатам переговоров сделано не было. В это же время в Вашингтоне состоялась встреча канцлера Германии Ангелы Меркель и президента США Барака Обамы, по результатам которой состоялась совместная пресс-конференция. Американский президент в очередной раз подчеркнул наличие единой позиции стран Запада по вопросу урегулирования конфликта на Юго-Востоке Украины. При этом, в случае, если назначенные на 11 февраля переговоры в Минске не принесут результатов, США вернутся к вопросу поставок летального оружия Украине. Изменить свою позицию по этому вопросу может и Германия, о чем заявил министр иностранных дел этой страны Франк-Вальтер Штайнмайер, который к тому же заявил, что встреча в Минске и вовсе может не состояться. О перспективах переговоров в Минске «Ежедневному журналу» рассказал профессор политологии Киево-Могилянской академии Алексей ГАРАНЬ:
«Видно, что сейчас идут очень оживлённые переговоры, в частности, встреча Обамы и Меркель говорит о том, что страны Запада стремятся выработать единую линию. Это очень важно, потому что цель Путина с самого начала состояла в том, чтобы вбить клин между США и Европой, кроме этого он надеялся, что ЕС не сможет сформулировать общую позицию. Но до последнего времени мы видели, что при всей разницы подходов такая общая позиция была. Сейчас переговоры идут в нормандском формате, то есть без участия Соединённых Штатов, но консультации, которые проходили с Керри и Байденом во время Мюнхенской конференции, а также этот визит Меркель в Вашингтон говорят о том, что Запад пытается согласовывать политику накануне принятия важных решений.
Понятно, что Путин перешёл «красную черту». И Мариуполь, и Дебальцева, обстрелы и гибель мирных жителей – эта эскалация для Запада не приемлема, и там пытаются выработать контрмеры. О снятии санкций речь не идёт, напротив, они были продолжены, ЕС оставил их в силе до сентября, было даже принято решение о расширении санкций на ряд лиц и компаний. Однако выполнение этого решения отложено до 16 февраля. Таким образом, Путину посылается сигнал, что, если он пойдёт на деэскалацию, дополнительные меры могут быть не реализованы. Важно обратить внимание на то, что так называемый «план Путина», фактически предусматривающий создание автономных квазигосударств в составе Украины, которые станут рычагом давления на Киев, для Запада был неприемлем, хотя сейчас по этому вопросу идут переговоры. Путин шантажирует и Украину, и Запад, и теперь важно, чтобы на этот шантаж никто не поддался: децентрализация для нас допустима, но не появление такого рода автономных образований.
Перспективы встречи в Минске пока не понятны. Рациональным было бы достижение перемирия и отвод тяжёлого вооружение, возможно – создание какой-то демилитаризованной зоны. Это стало бы шагом к дальнейшему урегулированию. Но мы имеем дело с Путиным, который, может быть, и мыслит рационально, но ведёт себя как иррациональный диктатор, пытается давить на Запад, говорить, что ему всё нипочём, у него есть ядерное оружие, и он готов посылать бомбардировщики, которые будут долетать до границы Великобритании. Так что прогнозировать ситуацию очень сложно. Кремль повышает ставки, хотя на самом деле Россия вряд ли готова к длительной экономической конфронтации с Западом, Россия – это даже не СССР.
Примут ли в таких условиях США окончательное решение о поставках оружия – пока непонятно, но это решение очень близко. Сейчас всё зависит от президента Обамы, в Конгрессе уже сложилось двухпартийное большинство, поддерживающее такие поставки, и представитель Белого дома заявил, что они не исключают саму возможность. Американцы оценивают, приведёт ли это к деэскалации конфликта. Это, во всяком случае, одна из опций.
Но, хотя поставки оружия очень важны, так же важна и экономическая помощь. Путин пытается победить военным путём, захватывая новые территории, но основной вопрос состоит в том, сможет ли Украина экономически выстоять. И в данный момент дело идёт к тому, чтобы был предоставлен новый транш МВФ, что тоже является средством противодействия российской агрессии».