Восемь страниц, украденных из чужой работы, как критерий развития страны.
В верхнюю палату американского парламента, сенат, попасть очень трудно. Для большинства американских политиков это недостижимая мечта, для тех, кто туда попал, — как правило, высшее достижение в жизни. Нужно произнести тысячи речей, пожать десятки тысяч рук, собрать пожертвования у сотен тысяч людей и, начиная с президентства класса в средней школе, выигрывать и выигрывать все более сложные выборы. Путь в сенаторы в последние десятилетия занимает у политика, как правило, десятки лет.
В относительно небольшой доле случаев в сенаторы баллотируются люди, сделавшие карьеру в бизнесе или в армии, но и тогда это венец долгой карьеры.
Джон Уолш, который должен был представлять демократическую партию на выборах сенатора от штата Монтана в ноябре этого года, прошел за 30 лет в армии путь от рядового до бригадного генерала и командовал крупным отрядом во время военной операции в Ираке. Год назад он был назначен сенатором вместо ушедшего на пенсию сенатора сроком на год — монтанские демократы проделали этот фокус, чтобы у него было преимущество на очередных выборах на шестилетний срок (пребывание в должности повышает узнаваемость у избирателей). Но в августе, уже проведя шесть месяцев активной избирательной кампании, Уолш снял свою кандидатуру. Это удар по нему (загублена политическая карьера), удар по монтанским демократам (сенатором почти наверняка станет республиканец) и удар по демократической партии в целом (велик шанс, что именно от этого места будет зависеть то, у кого большинство и, значит, власть в сенате США).
Уолшу пришлось снять свою кандидатуру, потому что оказалось, что семь лет назад, обучаясь в военной магистратуре, он скопировал из чужой работы восемь страниц (из 14) для статьи-реферата и не сослался на источник. Написание такой статьи входит в требования для получения магистерской степени в военном колледже, в котором учился Уолш. Колледжу потребовалось три месяца, чтобы разобраться в ситуации, 10 октября было объявлено, что степень отозвана, а имя Уолша будет удалено с таблички с именами выпускников 2007 г.
Это в Америке. У нас же в парламенте заседают десятки людей, уличенных в плагиате или мошенничестве при защите диссертаций. Ни один не подал в отставку и не отказался от степени. Вузы и институты, в которых защищались фальшивые диссертации, не отозвали диссертации и степени. С большим скрипом Высшая аттестационная комиссия (ВАК) начала сейчас закрывать диссоветы, в которых это происходило, и выгонять членов экспертных советов ВАК, которые участвовали в защите фальшивых диссертаций в качестве научных руководителей или оппонентов. И что, хоть один вуз уволил этих «деятелей науки»? Опубликовал результаты внутреннего расследования? Более того, кто-то кроме небольшой группы активистов считает, что это серьезная — быть может, более серьезная, чем недофинансирование, — проблема наших университетов?
Может быть, именно поэтому Америку считают развитой страной, а нашу пока развивающейся? Не потому, что там ВВП на душу населения в 3 раза выше и они в 10 раз больше тратят на науку и образование. Может быть, потому, что там уважительно относятся к образованию, науке и чужой собственности, а также к самим себе, не позволяя, чтобы их представляли в парламенте плагиаторы и мошенники.