Кризис в Украине, который начался с Евромайдана и побега президента Виктора Януковича из страны, поставил правительство Азербайджана в довольно неудобное положение. Последние несколько лет Баку стремился улучшить свои отношения с Москвой в надежде на то, что Россия встанет на сторону Азербайджана в вопросе разрешения конфликта в Нагорном Карабахе. В частности, Азербайджан подписал с Россией крупные контракты на поставки вооружений, проводил дружественную Москве внешнюю политику, и не выказывал особого стремления к углублению отношений с ЕС и НАТО. Все это придало стране довольно позитивный имидж в глазах российского правительства.
Однако российская оккупация Крыма и поддержка Москвой сепаратистов на Донбассе усложнила позицию Азербайджана. Хотя его правительство полностью поддерживает Украину, он не может себе позволить пойти на ухудшение отношений с Москвой, которая имеет мощные рычаги влияния на ситуацию на Кавказе. Азербайджану остается лишь стараться по возможности не раздражать Москву, оставаясь при этом на стороне тех, кто выступает против российского вмешательства в Украине. В то же самое время украинский кризис и опасения сбоев поставок природного газа возродили интерес Евросоюза к созданию альтернативной транспортной системы для поставок газа из Каспийского региона в европейские страны. Европейские потребители даже вновь начали проявлять интерес к идее строительства транскаспийского газопровода для поставки газа из Туркменистана в Европу через территорию Азербайджана. В общем и целом, украинский кризис сделал геополитическую позицию Баку предметом повышенного внимания со стороны ключевых международных игроков.
Знакомые параллели: Крым, Донбасс, Карабах
На ранних этапах Евромайдановского движения Азербайджан держал нейтралитет. Баку занял выжидательную позицию в надежде на быстрое разрешение украинского кризиса. Однако после российской оккупации Крыма и начала военного конфликта на востоке Украины мнение азербайджанской общественности и элит однозначно встало на сторону нового украинского правительства. Азербайджанцам очевидны параллели между ситуацией в Украине и конфликтом в Нагорном Карабахе. Российская оккупация Крыма и бои с сепаратистами на Донбассе напомнили Баку об аналогичном поведении России в 90‑х годах, когда Москва поддержала армянскую оккупацию Карабаха. Аналогии можно провести даже в ситуации с малайзийским авиалайнером, сбитым над контролируемой сепаратистами территорией на Донбассе: в 1993 карабахские сепаратисты тоже сбили авиалайнер, принадлежавший иранской авиакомпании.
Россия оправдывает свои действия в Крыму апелляциями к принципу самоопределения. Азербайджан же всегда неуклонно придерживался принципа территориальной целостности. Баку недвусмысленно выразил свою поддержку территориальной целостности Украины в ходе голосования на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в марте 2014 года. Тогда Азербайджан оказался в числе более чем сотни государств, проголосовавших за соответствующую резолюцию. Помимо Азербайджана, резолюцию поддержала лишь еще одна страна-член СНГ, Молдова. Россия, Беларусь и Армения проголосовали против, Казахстан и Узбекистан воздержались, а Кыргызстан и Таджикистан решили вообще не участвовать в заседании по украинскому вопросу. Азербайджан также выразил свою поддержку территориальной целостности Украины в Парламентской Ассамблее Совета Европы и на других форумах.
Одновременно с этим Баку попытался воспользоваться ситуацией вокруг Украины в своих собственных интересах, привлекая внимание международного сообщества к параллелям межу украинским кризисом и конфликтом с сепаратистами в самом Азербайджане. Президент Ильхам Алиев неоднократно указывал на применение Западом политики двойных стандартов: Россия за свою оккупацию Крыма и поддержку сепаратизма на Донбассе попала под санкции, а вот вопрос о введении санкций против Армении за оккупацию Карабаха никогда даже не рассматривался.
Решительные действия России и игнорирование Москвой международного законодательства возродили в Азербайджане опасения того, что Армения может последовать российскому примеру и формально аннексировать как сам Нагорный Карабах, так и прилегающие к нему оккупированные территории. Баку понимает, что подобный шаг превратил бы Армению в страну-изгоя на международной арене. Тем не менее, существуют опасения, что Россия, которая имеет значительное влияние на Армению, может пригрозить Азербайджану именно таким развитием событий.
Столкновения между азербайджанскими и армянскими войсками, которые произошли в Нагорном Карабахе в июле и августе, лишний раз подчеркнули хрупкость продолжающегося перемирия между двумя странами. Азербайджан считает, что эти столкновения, в ходе которых погибли десятки человек с обеих сторон, стали результатом российского давления накануне встречи между президентами Армении, Азербайджана и России. Правительство Азербайджана подозревает, что таким образом Россия посылает ему сигнал о недопустимости сближения с Западом и даже мыслей о вступлении в ЕС.
Азербайджанская политика нераздражения
Оказавшись в таком положении, Баку выстраивает позитивные отношения с новым украинским правительством, но при этом стремится не допустить ухудшения отношений с Москвой. Азербайджан твердо придерживается принципа территориальной целостности и поддерживает Украину в ситуации с Крымом и конфликтом в ее восточных областях. Однако он не голосует за различные не имеющие обязательной силы резолюции против России, чтобы не давать Москве лишнего повода для раздражения. К примеру, в январе 2014 г. делегация Азербайджана отказалась поддержать резолюцию ПАСЕ, осудившую Россию за смерть адвоката Сергея Магницкого в 2009 году. На заседании Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, прошедшем в Баку в июле 2014 года, азербайджанская делегация проголосовала против предложенной США резолюции, осудившей «явные, грубые и непрекращающиеся нарушения хельсинских принципов, совершаемые Российской Федерацией». Глава делегации Бахтар Мурадова заявила, что «ситуация в Украине беспокоит Азербайджан, который придерживается принципа территориальной целостности. Однако делегация Азербайджана выступает против избирательного подхода ОБСЕ к конфликтам в данном регионе».
При этом Баку питает определенные надежды на то, что санкции в достаточной степени ослабят Москву, которая в результате попытается заручиться поддержкой Азербайджана в качестве надежного регионального союзника. В Баку рассчитывают, что в поисках такой поддержки Москва может оказать давление на Армению и вынудить Ереван отвести войска хотя бы с части оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха.
Фактически, Москва уже интенсифицировала контакты с Баку. В апреле российский премьер-министр Дмитрий Медведев назначил вице-премьера Дмитрия Рогозина председателем российской делегации в межправительственной комиссии по двустороннему экономическому сотрудничеству. Назначение Рогозина, который отвечает в российском правительстве за оборонную промышленность, еще раз подчеркнуло тот факт, что военное сотрудничество является ключевым элементом российско-азербайджанских отношений. За последние четыре года Азербайджан импортировал оружия приблизительно на 3,35 миллиарда долларов. На Россию пришлось 80 процентов этих поставок, в т.ч. два дивизиона ракетных комплексов С-300, 94 танка Т-90С, 20 боевых вертолетов Ми-35М и 100 боевых машин пехоты БМП-3. Азербайджан также приобрел 25 боевых самолетов Су-25 и 93 танка Т-72М1 у Беларуси, которая является союзницей России. Общий объем двусторонней торговли с Россией в 2013 году составил 3,5 миллиарда долларов, причем 83 процента этой суммы пришлось на российский экспорт в Азербайджан.
В середине июня Рогозин посетил Баку в составе делегации, в которую также вошли министр иностранных дел Сергей Лавров и председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Очевидной целью визита было убедить Азербайджан сделать шаги в сторону недавно созданного Евразийского Экономического Союза (ЕврАзЭС). В ходе российско-азербайджанского форума, проведенного вскоре после визита, было подписано 11 документов в сфере экономического сотрудничества. Во время визита в Баку министр экономического развития России Алексей Улюкаев намекнул на возможность членства Азербайджана в ЕврАзЭС, однако в ответ Баку ясно дал понять, что не планирует вступать ни в какие экономические союзы.
Наконец, в августе этого года президенты Армении, Азербайджана и России провели встречу в Сочи. Хотя общественность о результатах этой встречи не проинформировали, азербайджанские обозреватели предположили, что главной целью данного события (как и недавней эскалации напряженности в зоне Карабахского конфликта) было оказание давления на Баку. Вполне возможно, что Россия попытается не допустить развития альтернативного маршрута для транспортировки каспийского газа в Европу, и воспользуется поставками собственного газа в качестве оружия, которое может заставить Запад отменить санкции. При таком развитии событий Азербайджан станет жертвой геополитического противостояния других игроков.
Нефть и газ для Европы: преследование национальных интересов
Украинский кризис в определенном смысле сыграл позитивную роль в отношениях Азербайджана с западными странами. Этот кризис еще раз подчеркнул хрупкость системы энергетической безопасности Центральной и Восточной Европы. Российские угрозы прекратить поставки газа в Украину, если не будет достигнуто соглашение об оплате долгов и новой схеме ценообразования, послужили напоминанием о российско-украинских «газовых войнах» 2006-го и 2009-го годов. Результатом этих войн стали перебои с поставками газа по всему региону.
Украинский кризис будет иметь последствия в плане энергетической безопасности не только для стран Европейского Союза. Он также окажет самое непосредственное влияние и на Азербайджан. Ожидается, что большая часть первоначальных поставок газа по Южному газовому коридору (из Каспийского региона в Европу через Южный Кавказ и Турцию) будет обеспечиваться азербайджанским месторождением Шах-Дениз. Сейчас речь идет о ежегодных объемах в районе 10 миллиардов кубометров, и в дальнейшем эта цифра может возрасти. Данный коридор значительно сократит зависимость многих стран Центральной и Восточной Европы от российских поставок.
Азербайджан даже выражал заинтересованность в поставках газа в саму Украину. До начала украинского кризиса эти дискуссии были чисто теоретическими. Однако в феврале правительство Украины наконец-то начало предпринимать конкретные меры по строительству терминала для приема сжиженного природного газа (СПГ) предполагаемой ежегодной мощностью в 10 миллиардов кубометров. Ожидается, что основным поставщиком СПГ для данного терминала станет Азербайджан, который уже ведет переговоры с Грузией о строительстве СПГ-терминала на грузинском побережье Черного моря. Тем временем Азербайджан активно осваивает украинский энергетический рынок. За последние четыре года азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR инвестировала около 160 миллионов долларов в украинские проекты, в т.ч. 39 АЗС, работающих под собственным брендом.
Украинский кризис также заставил Вашингтон ближе присмотреться к Азербайджану в качестве надежного потенциального поставщика природного газа европейским союзникам США. В апреле особый представитель Госдепа США и координатор по вопросам международного энергетического сотрудничества Карлос Паскуаль подчеркнул роль Южного газового коридора в обеспечении энергетической безопасности южной Европы.
Выводы
Пока продолжается украинский кризис, Баку будет придерживаться единственной разумной политики балансирования между Западом и Россией. Азербайджан продолжит крупные закупки российского оружия и военной техники – не столько ради самого оружия, сколько в качестве дани, выплачиваемой российскому оружейно-промышленному комплексу. Кроме того, обмен санкциями между Западом и Россией превратил Баку в очень ценного для Москвы партнера. Вполне возможно, что именно Азербайджан, а не Армения, станет наиболее востребованным российским партнером на Кавказе как в плане политической поддержки действий Москвы, так и плане поставок сельскохозяйственной продукции.
Однако даже такой поворот событий не поможет разрешить Карабахский конфликт. Нерешенность статуса данных территорий будет и дальше служить козырной картой в руках Москвы на переговорах с Арменией и Азербайджаном. Все попытки ЕС и США разрешить этот конфликт будут торпедироваться Кремлем. Тем временем Азербайджан сохранит свое стремление к хорошим отношениям с ЕС и США в энергетической сфере, хотя в остальных сферах он будет сохранять дистанцию в угоду иным внешнеполитическим и внутриполитическим приоритетам.