Летом этого года военно-воздушная база США «Манас» под Бишкеком окончательно прекратила свое существование. Россия же за последние несколько лет подписала с Киргизией ряд ключевых соглашений об инвестировании в энергетической и транспортной областях. В результате этого Россия приобрела в стране контролирующие позиции, пишет The Guardian. Пока мир обсуждает отношения России с Украиной, Москва все больше укрепляется в другом постсоветском государстве – в Киргизии. В июле 2014 года окончательно прекратила свое существование американская военно-воздушная база «Манас» вблизи Бишкека. Эта база, существовавшая в стране с 2001 года, служила опорным пунктом для 5,3 миллиона военнослужащих НАТО, служивших в Афганистане. Закрытие базы стало следствием растущего влияния России в Киргизии, пишет британский ежедневник.
Более того, Москва оказывала непосредственное давление на руководство Киргизии в этом решении. «По существу, закрытие базы "Манас" отмечает новую эру Киргизии в качестве сателлита России», – утверждает специалист по Центральной Азии, политолог Колумбийского университета Александр Кули.
В августе Россия пообещала предоставить Киргизии 500 миллионов долларов финансовой помощи для того, чтобы интеграция страны в Евразийский экономический союз прошла «максимально комфортно» к концу 2014 года, сообщает The Guardian. Такую же сумму Россия простила Киргизии в 2012 году в счет продления аренды авиабазы «Кант» на 15 лет. Российская военно-морская испытательная база также расположилась на озере Иссык Куль в горах Северного Тянь-Шаня.
Ранее в обмен на долги «Кыргызгаза» и обещания крупных инвестиций полностью под контроль России перешла и вся газовая инфраструктура Киргизии. «Газпром» вскоре начнет разведку газовых месторождений в Киргизии, а «РусГидро» ведет строительство ряда ГЭС. «Роснефть» же в феврале 2014 года подписала договор об инвестировании около 1 миллиарда долларов в международный аэропорт Манас, где располагалась бывшая американская база. Это даст российской компании контрольный пакет акций, отмечает британское издание. В 1,1 миллиарда долларов также оценивается объем оружия и военной техники, который Россия поставит Киргизии в рамках двусторонней программы военной помощи.
Теперь, когда иностранное военное присутствие устранено из Киргизии, Россия будет позиционировать себя как единственный гарант безопасности страны, полагают эксперты. Киргизский президент Алмазбек Атамбаев не видит альтернативы экономическому и политическому присутствию России, считает востоковед и политолог Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. По его словам, Москва контролирует Бишкек в гораздо большей степени, чем другие страны Центральной Азии, пишет The Guardian.
Доход миллиона граждан Киргизии, работающих в России, составляет 30 процентов ВВП страны. И хотя Киргизия – единственная центральноазиатская многопартийная демократия, политическая система постоянно терпит потрясения. Как заявляет киргизский экономист Мирсулжан Намазалы, нельзя сказать, что Киргизия независима от России: законы часто повторяют российские, а исполнительная и законодательная власть ориентируется на одобрение Москвы.