В отличие от Запада, где представлены альтернативные точки зрения, «кремлевская пропаганда» транслирует единственную точку зрения и смешивает факты с оценочными суждениями. В долгосрочной перспективе пропаганда может дать сбой. Об этом в интервью NDNews сказал Владимир Гельман в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Есть две составляющие «кремлевской пропаганды». Первая – это монополизм. Существует одна точка зрения, которая считается правильной, и эта точка зрения транслируется по всем основным информационным каналам, которые напрямую или косвенно контролируют государством. Вторая часть этого явления – смешение фактов при подаче информации.
Как звучит новость в изложении «Первого канала», «России» и др.: «плохая киевская хунта уничтожила хороших ополченцев из Донецка». Тем самым фактическая сторона дела просто смешана с оценочными суждениями. Естественно, при том что существует монополия на распространение такого рода информации, происходит смещение в оценках, которое не оставляет места для объективной подачи информации, и тем более, для альтернативных точек зрения.
Пропаганда эффективна в краткосрочной перспективе, поскольку потребители информации, простые граждане, которые, как правило, не склонны искать альтернативную информацию. Эффективность пропаганды частично подтверждают результаты массовых опросов. Точка зрения, транслируемая основными каналами, разделяется большинством российских граждан.
Но это не работает в долгосрочной перспективе. Есть высказывание Линкольна о том, что можно обманывать часть народа долгое время, весь народ – некоторое время; но нельзя всегда обманывать всех. Рано или поздно «кремлевская пропаганда» даст сбой. Но я думаю, это произойдет не завтра.
Если посмотреть на ведущие СМИ в Европе, мы увидим четкую разницу. Во-первых, всегда отделяется фактическая сторона дела от мнений. То есть, в наличии факт: украинские войска взяли населенный пункт возле Донецка, а есть мнение – некий журналист или обозреватель высказывает свое суждение о том, что думает о происходящем на Украине. Как правило, если по вопросу существуют две разные точки зрения, то обе представляются. Пусть не в одной публикации, но обязательно найдутся высказывания за и против.
К тому же точки зрения высказываются не представителями государства, а представителями разных партий, групп. То есть, пропаганда в таком случае не является частью государственной машины – это часть политики партий, которые борются за влияние на общественное мнение. Кто более убедителен, тот и побеждает.
Искать альтернативные точки зрения даже в России возможно. Но для этого человек должен быть сильно в этом заинтересован. Нужно искать в интернете, просматривать сайты, пытаться сопоставить разные позиции. Политизированные граждане, обладающие некоторым уровнем образования, в состоянии это делать.Но это требует затраты времени и усилий.
Большинство же граждан не очень интересуется политикой. Им нужно получить минимальную информацию в доступной форме. Только эта информация низкого качества, односторонняя с большими искажениями. И это не только специфика нашей страны – в большинстве стран обыватели не интересуются политикой серьезно.