Интеграция Грузии и Армении в разные экономические блоки – подписание Тбилиси Ассоциативного соглашения с ЕС и предстоящее вступление Еревана в Евразийский экономический союз – теоретически может создать проблемы в армяно-грузинских отношениях, но на практике в интересах Брюсселя и Москвы с одной стороны, и Тбилиси и Еревана с другой, – дистанцироваться от проблем для продвижения региональной интеграции. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил замдиректора Института Кавказа, армянский политолог Сергей Минасян.
"Теоретически возникновение проблем в отношениях соседей по региону – Грузии и Армении – после их интеграции в разные экономические блоки возможно. Именно целью парирования этих вызовов был обусловлен недавний визит президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию. Там эти вопросы рассматривались. Самое главное здесь то, что и в Тбилиси, и, как представляется, в Брюсселе и Москве понимают важность выработки решения по этому вопросу. При этом у каждой из сторон есть свои мотивации и резоны по поводу того, зачем это нужно. После интеграции сторон в разные экономические блоки для Грузии, кроме чисто развития добрососедских отношений и расширения экономической кооперации с Арменией, что может привести к увеличению взаимных инвестиций (например, грузинские производители вина после вступления Еревана в ЕАЭС могут на основе грузинского сырья производить товар в Армении и поставлять его на рынки России, Казахстана и Белоруссии, и, наоборот, Армения может производить в Грузии свои товары и поставлять их свободно на рынки ЕС), важны бесперебойные связи с Арменией из-за российского фактора", – сказал эксперт, добавив, что в процессе имплементации Ассоциативного соглашения в Грузии на общественном уровне есть опасения насчет возможных противодействий России.
"В Грузии, во всяком случае, на определенном общественном уровне есть опасения насчет того, что в процессе имплементации Ассоциативного соглашения с ЕС от России можно ждать чего угодно. С учетом также стратегического союзничества между Москвой и Ереваном, думаю, грузинская сторона более чем заинтересована в максимальном снижении любых потенциально возможных негативных моментов в армяно-грузинских отношениях для того, как они считают, чтобы не создать какой-то удобный повод для вовлечения третьей стороны в процессы против Грузии. Мы же понимаем, какой третьей стороны касаются существующие в грузинском обществе опасения", – считает политолог.
С другой стороны, утверждает Минасян, в Москве тоже понимают, что с учетом специфического географического положения Армении и ограниченности ее коммуникационного потенциала, любого рода формат участия Еревана в Евразийском экономическом союзе технически оправдан и возможен только при наличии достаточно свободного и гибкого транспортного, таможенного режима с Грузией. "Иначе, формат участия Армении в Евразийском союзе будет лишен политической и экономической целесообразности. Факт недавней встречи на уровне руководителей таможенных служб России, Армении и Грузии говорит о том, что стороны понимают отмеченную выше специфику существующего блока вопросов", – подчеркнул собеседник.
Наконец, по словам эксперта, Европейский союз также должен думать о том, каким образом в случае вступления Армении в ЕАЭС создать какой-то облегченный формат экономического и таможенного взаимодействия с Ереваном. "Это с одной стороны даст возможность Армении оставаться в сбалансированном и хорошем взаимодействии с Евросоюзом, а с другой – не создавать ситуацию, чтобы Ереван из-за искусственных проблем и запретов был бы самим Брюсселем вытеснен из общего экономического и политического пространства Европейского союза. То, что в отношении Армении такой гибкий формат взаимодействия возможен, свидетельствует, например, то, что Армения при вступлении в ЕАЭС будет единственной страной среди участниц объединения, которая торгует с Европейским союзом по льготному режиму GSP+, что позволяет ей экспортировать более 6 тыс. наименований товаров собственного производства в страны ЕС по обнуленным или существенно уменьшенным таможенным пошлинам. То есть, креативные формулы сотрудничества Армении с ЕС существуют. Другое дело, что в самом Брюсселе еще не знают, какой будет дальнейшая политика ЕС на постсоветском пространстве, поскольку только недавно прошли выборы в Европарламент, формируется новый состав Европейской комиссии, и будет вырабатываться новая политика. Только в середине осени все это будет ясно. С другой стороны, думаю, что и к этому времени уже окончательно прояснится вопрос с возможными перспективами членства Армении в Евразийском союзе", – заключил Сергей Минасян.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, 27 июня между Грузией и ЕС было подписано Ассоциативное соглашение. Под состоящим из 1200 страниц документом поставили свои подписи премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, президент Европейского совета Херман Ван Ромпей и лидеры всех 28 стран-членов ЕС.
В данном контексте стоит отметить также, что в армянских СМИ появилась информация о том, что президент Армении Серж Саргсян в рамках своего недавнего визита в Грузию пытался добиться от соседней страны смягчения условий транзита, однако безуспешно. В частности, речь идет о дополнительных платах за грузовые перевозки по территории Грузии. По итогам визита Серж Саргсян выступил с заявлением, где утверждал, что, когда Грузия подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и станет частью пространства свободной торговли с ЕС, это повысит интерес армянских предпринимателей, и они увеличат инвестиции в Грузию. С другой стороны, по его словам, членство Армении в Евразийском союзе станет стимулом для грузинских предпринимателей к увеличению инвестиций в Армении, что позволит им выйти на новый рынок в России и в целом в регионе.