Представители Торговой палаты США и Национальной ассоциации промышленников публично выступили против санкций в адрес России. Соответствующий призыв к Белому дому был опубликован на правах рекламы в крупных американских изданиях. Своим экспертным мнением по этому поводу с журналом «Международная жизнь» поделился доцент Московского государственного института международных отношений МИД России Михаил Троицкий.
Вопрос: Повлияет ли выступление некоторых крупных американских компаний против санкций в адрес России на решение об их введении?
Михаил Троицкий: Я думаю, что позиция бизнес-кругов принимается во внимание администрацией США, особенно когда речь идет о таких влиятельных организациях как Торговая палата США и Национальная ассоциация промышленников, но нужно также иметь в виду два обстоятельства.
Первое заключается в том, что, конечно, в целом ущерб, который понесет американский бизнес от возможных американских санкций в отношении России, для экономики США не будет серьезным и даже, вполне возможно, будет незаметным в масштабах всей экономики и внешней торговли США.
В данном случае речь идет об интересах конкретных компаний, которые могут пострадать. Это те компании, у которых в России есть крупный бизнес или которые получают существенную часть доходов от взаимодействия с Россией в сфере инвестиций, технологического обмена и так далее. Такие компании, конечно, ведут активную лоббистскую деятельность, препятствуя санкциям.
Второе обстоятельство, которое нужно иметь в виду, заключается в том, что государственная власть в США, как и в большинстве других стран, обладает широкими формальными полномочиями и неформальными способами влияния на бизнес. В конечном итоге Белый дом может использовать убедительный аргумент, заключающийся в том, что американский бизнес получает свои доходы в других странах во многом благодаря тому, что существует американское правительство, американская дипломатия, и, наконец, вооруженные силы.
Вся система государственной власти США содействует национальному бизнесу, защищая его, помогая разрешать спорные вопросы, наконец, оказывая ему прямую материальную помощь в случае необходимости. Поэтому американский бизнес остается лояльным своему правительству и не станет игнорировать решения американской администрации и тем более Конгресса.
Если решение о дальнейших, более серьезных санкциях против России будет принято Белым домом и поддержано в Конгрессе, то бизнесу придется смириться с определенными издержками. Но на стадии обсуждения Белый дом, конечно, принимает во внимание позицию американского бизнеса.
Что же касается рекламы, которую Торговая палата США и Национальная ассоциация промышленников заказывают в крупных изданиях, то целью такого хода является, в первую очередь, воздействие на избирателей. Избиратели, как предполагается, должны объяснить своим представителям в Конгрессе, что конкретному бизнесу, создающему для избирателей рабочие места, будет нанесен ущерб, если члены Конгресса поддержат санкционную политику в отношении России.
Это действенный аргумент, однако сомнительно, чтобы американские избиратели активизировались бы настолько, что стали бы немедленно требовать от своих парламентских представителей отказа от санкций в отношении России. Сегодня вряд ли можно сказать, что общественное мнение в США в отличие от общественного мнения ряда европейских стран с пониманием относится к официальной позиции России по вопросам, связанным с Крымом и с Украиной в целом.