Директор русской программы Финского института международных отношений Аркадий Мошес в интервью Deutsche Welle заявил, что наметившееся сближение России и НАТО не повлияет в ближайшей перспективе на внешнеполитический курс Беларуси. По мнению Мошеса, наилучшим способом обеспечения безопасности для Минска остается сохранение ныне действующего декларативного военного союза с Москвой.
Deutsche Welle: Как наметившееся в последнее время сближение России и НАТО повлияет на внешнеполитический курс Беларуси?
Аркадий Мошес: Думаю, что в ближайшие месяцы – минимально. С одной стороны, это именно наметившееся сближение, хотя считаю, что в таком виде, как оно выглядит сейчас, сотрудничество России и НАТО будет продолжаться – те вещи, которые совместно делать логично, будут делаться, а которые не являются логичными, например, совместная ПРО, будут обсуждаться. С другой стороны, уместнее обратить внимание на другие вещи, а именно на поиск взаимопонимания между Минском и другим Брюсселем – Брюсселем Евросоюза. НАТО в этом контексте играет минимальную роль, между тем процесс сближения Беларуси с ЕС зашел уже достаточно далеко.
Deutsche Welle: Тем не менее фактор НАТО так или иначе присутствует в российско-белорусских отношениях. Президент Лукашенко всегда утверждал, что Беларусь – это форпост, который стоит на пути альянса в Россию, и Москва должна за это платить. Как быть теперь с этим?
Аркадий Мошес: Здесь, мне кажется, будет наблюдаться некий разрыв, ведь одно другому не мешает. Да, процесс восстановления диалога между Россией и НАТО продолжается. Но та целевая аудитория в Москве, на которую работал Лукашенко, никуда не исчезла с началом этого сближения. Это люди, в начале года добившиеся включения в российскую военную доктрину положений, в соответствии с которыми расширение НАТО и попытки придания альянсу глобальной компетенции представляют опасность войны. Эта группа, через которую Лукашенко продвигал идею совместного оборонного пространства, сконцентрированную на отражении угроз с Запада. Ее позиции пока лишь чуть-чуть ослабли, но базовые ориентации не изменились.
Deutsche Welle: На прошлой неделе Лукашенко демонстративно отказался подписывать соглашение, регламентирующее деятельность совместной с Россией группировки войск. В какой степени военное сотрудничество с Минском имеет значение для Москвы как фактор обеспечения безопасности?
Аркадий Мошес: Если брать не чисто военный, а военно-политический аспект, то это сотрудничество по-прежнему важно. Москва вовсе не собирается отказаться от концепции развития серьезного взаимодействия посредством организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это необходимо ей для того, чтобы выглядеть более солидно в качестве партнера НАТО. Попытки России позиционировать себя как центр военно-политической интеграции значительной части постсоветских стран по-прежнему будут предприниматься. И это как раз и дает Минску определенное поле для маневра. Другое дело, насколько оправданны последние шаги Лукашенко – упомянутый отказ от подписания документов о деятельности совместной группировки войск, демонстративное нежелание встречаться с главой российского МИД Лавровым. Не перегибает ли тут Александр Григорьевич палку в ходе своей избирательной кампании, сказать трудно. Тем не менее он сделал свой выбор, а в начале следующего года, я думаю, Россия снова попытается найти с ним взаимопонимание именно по военно-политическим вопросам.
Deutsche Welle: Как Беларусь может наилучшим образом обеспечить свою безопасность? Надо ли остаться в военно-политическом союзе с Россией, который, по крайне мере, формально сейчас существует? Надо ли присоединиться к НАТО, о чем говорят ряд оппозиционных партий, или не стоит вступать ни в какие союзы и блоки?
Аркадий Мошес: Прежде всего, об этом надо спросить граждан Беларуси. Если же пройтись по перечисленным альтернативам, то можно сказать следующее. Вопрос о присоединении к НАТО просто не стоит. В Европе есть страны, например, Грузия, которые хотят вступить в альянс, но никаких шансов на это у них в обозримой перспективе нет. Применительно же к Беларуси такая постановка вопроса является абсолютно оторванной от реальности 2010 года. На мой взгляд, действующая система декларативного военного союза с Россией при одновременном развитии двустороннего военного сотрудничества и достаточно четком транслировании того, что белорусские солдаты не будут отправляться за пределы страны, в настоящее время является для Минска оправданной схемой.