Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган на заседании парламента выразил соболезнования внукам армян, погибших в начале XX века. "С надеждой и верой в то, что древние народы, обладающие схожими обычаями и традициями, принадлежащие к одной сложной, но уникальной географии, смогут вместе и достойным образом вспомнить о своем прошлом и о потерях, мы желаем, чтобы души армян, погибших в событиях начала ХХ века, покоились с миром, а их внукам передаем свои соболезнования", — сказал он, предложив создать совместную турецко-армянскую историческую комиссию для научных исследований событий 1915 года, для которой будут открыты архивы Турции, так как "в сегодняшнем мире совершенно неприемлемы попытки извлечения из истории событий, провоцирующих вражду и новые конфликты".
Президент Армении Серж Саргсян в ответ заявил, что Армения больше не рассматривает турецкое общество как врага. "Склоняя голову перед памятью невинных жертв, мы помним всех турок и турецкие семьи, которые в те тяжелые дни протянули руку своим армянским соседям и друзьям, вырвали из когтей погромщиков многочисленных армянских детей. Слава памяти тех, кто, даже подвергая опасности свою жизнь и жизнь своих семей, протянул руку помощи нашим многочисленным соотечественникам. Мы это помним", – заверил армянский президент.
Эксперты обеих стран восприняли заявления своих лидеров с осторожностью. Так, заместитель директора института "Кавказ" Сергей Минасян выразил надежду на то, что в Турции началось переосмысление событий 1915 года, но с сомнением отнесся к переходу гуманитарных заявлений Эрдогана и Саргсяна в сферу конкретных политических действий. "В определенной мере Анкара продемонстрировала начало переосмысления своей истории – вероятно, политическая элита Турции осознает, что сегодня просто жесткое отрицание событий 1915 года контрпродуктивно с политической точки зрения. Именно этим и обосновывалось заявление Эрдогана – его речь соответствует известной нам исторической правде. В то же время, Саргсян, говоря о том, что некоторые турки спасали армян в то время, тоже говорил правду", – уверен Минасян.
Однако сказанное вовсе не означает, что в обозримой перспективе будут ратифицированы армяно-турецкие протоколы 2009 года, дипломатические отношения восстановлены и граница открыта. "Здесь все вновь зависит от политических элит – только если они сочтут, что нынешняя ситуация способствует тому, чтобы протоколы были ратифицированы, это станет реальным. Но я бы несколько осторожно к этому относился, потому что, напомню, до этого Эрдоган сам отказался ратифицировать эти протоколы, хотя они были в повестке дня. Что будет дальше, посмотрим", – предложил эксперт, добавив, что на данный момент оба заявления носят гуманитарный характер, однако при соответствующей воле властей обеих стран они могут перейти в политическую плоскость.
Доцент факультета международных отношений университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил, в свою очередь, напомнил, что Турция не первый год говорит о трагических событиях времен Первой Мировой войны. "Да, это первый раз в истории Турции, когда на уровне премьер-министра озвучены соболезнования армянскому народу в связи с событиями 1915 года, и, скажем, глава МИД назвал уже это "месседжем" для Армении. Тем не менее, Эрдоган, по сути, напомнил, что Турция и прежде говорила о расследовании событий того времени, к тому же, он подчеркнул трагический характер последних лет Османской империи для всех этнических меньшинств, живших на ее территории и неверность сравнения, кто пострадал больше, кто меньше", – обратил внимание Исмаил, добавив, что соболезнования были выражены также всем погибшим в те дни османским гражданам.
Отметим, что, несмотря на осторожность экспертов, и речь Реджепа Тайипа Эрдогана перед парламентом, и ответ Сержа Саргсяна являются если не прорывом, то первым по-настоящему большим первым шагом вперед в урегулировании армяно-турецких отношений. И если Турция, действительно, не первый раз предлагает создать совместную историческую комиссию и расследовать события последних лет Османской империи на основании всех существующих документов, то со стороны Армении отказ от представления турецкого общества в качестве врага говорит о коренном переломе армянской внешнеполитической идеологии, которая на протяжении всего XX века и начала XXI века базировалась на трагедии 1915 года […]