Историк Сергей Медведев рассказал о происхождении, типологии и социально-политическом значении феномена забора, вновь обретающего актуальность в России. В четверг, 10 апреля, в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева кандидат исторических наук, профессор НИУ ВШЭ Сергей Медведев прочитал лекцию «Феноменология забора». Забор в России — не просто досадная помеха в пейзаже, а его системообразующий элемент, наполняющий пространство смыслом. Это попытка оградить и присвоить разбегающееся российское пространство. Забор — понятие психологическое, социальное и политическое. Это и блоки в сознании, и параноидальное отношение к нашей эфемерной собственности, и дисциплинарные интенции государства. Забор является одним из исторических принципов российского урбанизма. Даже на кладбище ограды доминируют над памятниками и крестами. Сегодня, когда на горизонте политической жизни вновь забрезжили призраки железного занавеса, изучение феномена забора представляется как никогда актуальным. До исследования Сергея Медведева к теме заборов в России обращались архитекторы Олег Шапиро и Евгений Асс.
Как нам понять забор?
Главный забор России это, конечно, Кремлевская стена, главный забор СССР — Берлинская стена, а самый популярный — бетонный забор ромбиками. Недавно нашли его автора, им оказался архитектор Борис Лахман, под его руководством в 1974 году этот популярный проект создала группа из десяти человек. С 1981 года Лахман живет в США. Проект получил бронзовую медаль на выставке ВДНХ, а Лахман — премию в 50 рублей. Сам архитектор до сих пор не понимает, чем его творение так приглянулось жюри, он предположил, что его забор лучше всего соответствовал эстетике того времени. Без заборов Россия не была бы Россией. Можно говорить о принципе «заборности» в русской жизни. Прежде всего, забор — это средство обеспечения безопасности. Но тут же возникает вопрос: безопасность кого? И от кого? Следует разделить несколько типов безопасности: государства, общества, индивида […]