Наличие раскола между элитами может стать катализатором будущих изменений в стране. Возобладают ли в России радикальные требования вроде немедленной революции как в Украине, или всё ограничится реформами? Усилению антиамериканских и антизападных настроений элиты всё чаще противопоставляется критика авторитарного режима, отсутствие демократических свобод со стороны оппозиции. В интервью с профессором кафедры социологии НИУ-ВШЭ Эдуардом Понариным, одним из соавторов доклада Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», были затронуты вопросы об эволюции российской элиты и трансформации политического режима в постсоветский период.
— Эдуард Дмитриевич, кого в современной России принято называть представителями элиты? В советские времена это была партийная номенклатура, а теперь?
Э.П.: К элитной бюрократии принято относить депутатов Госдумы, работников министерств, сотрудников силовых структур, руководителей крупных предприятий, как частных, так и государственных, руководителей в системе образования, науки, журналистов и главных редакторов. Все эти люди были бы причислены к элите и в любой другой стране. Конечно, современная элита сильно отличается от той, что была в Советском Союзе. В докладе, который упомянут выше, мы писали об изменениях в политических и социально-экономических установках представителей российских элит. Это изменение также отразилось на международных отношениях. В сфере внешней политики можно сказать, что в начале 2000-х годов у нас в стране началась политика открытости внешнему миру, как свидетельство окончания «холодной войны». Вместе с тем ещё при Б. Н. Ельцине появились первые признаки того, что определённые круги российской политической элиты не признавали доминирование США на международной арене. Хотя это не мешало им принимать финансовую и кадровую помощь американского правительства и частных корпораций.
— Почему в постсоветской России не произошло консолидации элит? Мы же шли к многопартийности, а противостояние между правящей элитой и оппозиционными силами только усиливается.
Э.П.: В 1994–1995 годах начался новый этап взаимодействия политических сил в России. Президент Ельцин и его сторонники тогда инициировали подписание договора об общественном согласии, целью которого было провозглашение консолидации политической элиты страны. Однако «перемирие» было неустойчивым и не могло обеспечить стабильность политического режима страны […]