Тему последнего номера «Форума» (2012. № 2)[1] определила статья Александра Янова «Агония бешеного национализма: распад российского патерналистского мифа в ХХ веке», который пытается разобраться в предельно актуальном вопросе о живучести имперской традиции в России. Именно имперский комплекс составляет важнейший компонент современной российской идентичности – ее конститутивным началом является не «картина будущего», которой просто не существует, а борьба за исторический нарратив. Иными словами, будущее страны принадлежит тем, кто овладеет ее прошлым (с. 11). Вся семантика исторических дебатов – один учебник или несколько, эквивалентен нацизм сталинизму или нет, освободил СССР Восточную Европу или закабалил – показывает, что речь в них идет отнюдь не об истории, а о самой сути современной политической повестки дня в России. Имперский национализм – не оксюморон, а реальное содержание новейшей российской истории. При этом, конечно же, идея сверхдержавности в современной РФ выполняет множество социальных функций. Для правящей элиты она представляет прежде всего способ обезопасить свое суверенное господство без вмешательства извне. Для «патриотической» части общества имперские настроения – это способ доказать собственную значимость в своих же глазах, осознавая при этом маргинальность страны в том, что составляет ядро современного развития – науке, технологиях, коммуникациях. Александр Янов, безусловно, прав, констатируя деградацию патриотизма (с. 10), который в путинской России стал определяться через систему запретов – на жизнь за океаном для брошенных государством российских сирот, на «неправильную» сексуальность, на профессиональное сотрудничество с иностранными коллегами, да и на публичную политику тоже. Удивительно другое: тоталитарный соблазн жив, даже если все прекрасно знают, чем закончился советский и фашистский проекты. Нагляднее просто некуда […]