(Regnum) Членство Армении в Таможенном союзе, вероятно, поднимет степень ее безопасности в случае вспышки конфликта с Азербайджаном. Об этом на интернет-конференции с участием армянских и азербайджанских СМИ заявил профессор Школы международных отношений им. Эллиота университета Джорджа Вашингтона Кори Велт. "Вероятно, из-за членства Армении Азербайджан будет более осторожным в вопросе применения силы, так как будет опасаться российского ответа. Но в целом правильно и то, что членство Армении никак не простимулирует Россию на более активный поиск политического решения. Думаю, что статус-кво не столь сильно исходит из интересов России, но в то же время и не вредит этим интересам. Так зачем Кремлю идти на риск и менять что-то?", – отметил эксперт.
Отвечая на вопрос о том, не является ли августовский визит Владимира Путина в Азербайджан намеком Армении, чтобы в Ереване поняли "преимущества вступления в Таможенный Союз", а также о том, можно ли после итогов московской встречи Путин-Саргсян отметить, что намек был понят в Ереване правильно, Велт сказал следующее: "Конечно, было бы хорошо точно знать, что сказал Путин Саргсяну в этой комнате и как он это сказал. Но российский президент без сомнения поставил Армению перед совершенно четким выбором. Кажется, что он намекал на возможность, что Армения и/или Нагорный Карабах не смогут полагаться на Россию в вопросах безопасности, если Армения откажется вступать в Таможенный союз. Саргсян сам тоже намекал на это, когда говорил, что "невозможно и не эффективно" быть в составе одного военного союза и не "соответствовать экономическому пространству" его членов.
"Конечно, это заявление является нонсенсом, – отмечает он. – Просто взгляните на Запад, где НАТО и ЕС не перекрывают полностью друг друга. Но в случае с ОДКБ и с Таможенным союзом это заявление вероятно является допустимым. Вопрос заключается в том, почему Россия так долго бросала перчатку. Путин наверно был уверен, что армяне понимают цену безопасности, предоставляемой Россией, и его удивляло, как армяне продолжали двигаться в сторону AA/ DCFTA (Ассоциативное соглашение/ Соглашение о Глубокой и Всеобъемлющей зоне свободной торговли – ред.)".
Одновременно Кори Велт отметил, что Евросоюз не особо заинтересован в том, чтобы оказывать давление на Ереван с целью принудить его подписать Ассоциативное соглашение. "Предполагается, что документы AA/ DCFTA станут привилегией для Армении, а не для ЕС. Возможно, ЕС несколько разочарован и немного раздражен, особенно если учесть объем усилий, вложенных в процесс переговоров. У ЕС нет никаких стимулов для давления на Ереван, чтобы он передумал. Не думаю, что Евросоюз особенно заботит то, что Армения в итоге предпочитает оставаться в рамках Таможенного союза. Если Армения хочет вступать в Таможенный союз, то ЕС это не волнует, – заявил профессор, добавив, что Армения не является предметом геополитической конкуренции для ЕС, и последний не нуждается в том, чтобы Армения подписывала AA/DCFTA.
Что касается версии, согласно которой готовность Армении вступить в Таможенный Союз могла стать реакцией Еревана на неуступчивость Брюсселя по ряду ключевых моментов Соглашения об ассоциированности, Велт расценил ее как "интересную". "Думаю, возможно, что Саркисян уже решил, что он не располагает политической волей для принятия некоторых жестких условий АА/DCFTA, но считал и неосмотрительным отклонить соглашение без какой-либо на то причины. В этом случае возможно было легче сказать, что "Россия вынудила нас это сделать", чем идти на риск и напрямую обижать ЕС. Но я не верю, что это то, что произошло. В любом случае, как я уже говорил, ЕС считает это не своей потерей, а "потерей" для Армении", – заметил он.
Касаясь военно-политического аспекта отношений Армении с Россией и с Западным миром, отвечая на вопрос о том, есть ли у Армении альтернатива военному сотрудничеству с Россией, а также может ли Запад предложить какие-либо механизмы обеспечения безопасности Армении, сотрудник университета Джорджа Вашингтона сказал: " В принципе членство в НАТО является открытым вопросом для Армении, как это есть для Грузии и других постсоветских государств. На практике, оппонирование НАТО со стороны России, неурегулированные армяно-турецкие отношения и карабахский конфликт – все это очевидно затрудняет рассмотрение НАТО в качестве реальной альтернативы. И потом, если бы армяно-турецкие отношения были урегулированы, и Карабахский конфликт был бы решен, то Армения не нуждалась бы в каких-либо внешних механизмах для обеспечения своей безопасности", – подчеркнул он.
При этом гость конференции отметил, что обобщенные европейские перспективы для Армении все еще не закрыты. Кори Велт сам поставил вопрос, может ли Армения вступить в Евросоюз, после чего ответил на него. "Ну, в любом случае это долгосрочное и рискованное предприятие. Однако общая траектория не ликвидирована. Армения может изменить свое намерение и вернуться к AA/DCFTA в любое время. Что более важно, так это то, что "европейские перспективы" не должны быть строго связаны с ЕС. Это также вопрос качества политических и экономических институтов страны. Армения не должна подписывать AA/DCFTA для преобразования своих институтов и для того, чтобы быть более "европейской". Она может это сделать в любое время", – подытожил Кори Велт.