Произошедшая в августе 2008 года российско-грузинская война вызвала серьезную обеспокоенность в трёх странах Балтии (Эстонии, Латвии и Литве) и в Польше относительно готовности Соединённых Штатов и других ключевых участников Организации Североатлантического договора (НАТО) защищать их от российского военного давления или даже от возможного нападения, которое, впрочем, выглядит маловероятным.
Одним из последствий этих опасений стали предпринятые военными стратегами НАТО в декабре 2009 г. и январе 2010 г. усилия по расширению зоны действия первоначально относившегося только к Польше «плана обороны» «Орёл-защитник» посредством распространения его на весь Балтийский регион. Высокопоставленные представители США и Германии пытались сохранить в секрете модифицированный план действий на случай чрезвычайных обстоятельств. Однако некоторые детали плана стали известны в начале 2010 года, а последовавшая в 2010 и 2011 годах публикация сайтом WikiLeaks огромных коллекций секретных документов оставила мало сомнений относительно сути происходящего. Ни Соединенные Штаты, ни, тем более, Германия первоначально не хотели разработки плана действий на случай чрезвычайных обстоятельств по обороне стран Балтии из опасений, что подобные шаги повредят их отношениям с Россией, если станут достоянием гласности. Однако постоянное давление со стороны стран Балтии побудило официальных представителей США и Германии согласиться на компромисс, в соответствии с которым сфера действия уже существовавшего плана обороны Польши «Орёл-защитник» расширилась. Этот подход был без особого энтузиазма встречен Варшавой, однако польские представители были готовы принять обновленный план действий на случай чрезвычайных обстоятельств при условии, что Польша в нем будет рассматриваться отдельно и, что американско-польское военное сотрудничество будет углубляться.
Одним из рисков является обострение дилеммы безопасности, в соответствии с которой шаги, предпринимаемые крупными государствами-членами НАТО по защите безопасности своих меньших по размеру союзников рассматриваются российскими властями как угрожающие. Те предпринимают военные меры дабы парировать приготовления НАТО, что, в свою очередь, может спровоцировать еще более масштабные шаги со стороны НАТО. Ранние циклы развития этой дилеммы безопасности, как будет показано ниже, уже налицо. Различные интересы и ориентиры членов НАТО, вовлеченных в оборону стран Балтии, давали России возможности для попыток поддерживать противоречия между членами альянса и тем самым наносить ущерб его военному планированию. Однако, вместо этого российские власти реагировали на ситуацию такими способами, которые скорее усиливали, нежели ослабляли решимость НАТО. В то время, когда российский политический дискурс пропитан ксенофобским антизападничеством, а российские политические лидеры преувеличивают якобы «угрожающие» действия НАТО, дилемма безопасности может повысить риск кризиса или конфронтации.