Давно привыкшая к месту на обочине происходящих в Восточной Азии процессов, Россия ныне становится желанным партнером в энергетической и военной сферах для Вьетнама в особенности, но также и для все более расширяющегося круга других государств Юго-Восточной Азии. Развивающееся сотрудничество России со странами региона, (особенно в уже упомянутых сферах), а также планы по использованию альтернативного маршруту через Малаккский пролив северного морского пути, меняют восприятие потенциальной роли России в регионе, так как государства Юго-Восточной Азии стремятся уравновесить растущее влияние Китая.
Действительно, Россия станет игроком в Восточной Азии не столько благодаря российско-китайским отношениям, как это поначалу представляли себе те, кто формировал российскую внешнюю политику примерно 20 лет назад, сколько благодаря своей роли в уравновешивании китайского могущества в регионе посредством оборонных и энергетических связей с государствами Юго-Восточной Азии. Хотя Россия находит поддержку у Китая по имеющим глобальное значение вопросам, на региональном уровне российские лидеры стремятся к наращиванию независимости своих действий через становящуюся всё более дифференцированной дипломатию в Юго-Восточной Азии, включая не только отношения с такими традиционными союзниками, как Вьетнам, но также с такими неожиданными партнёрами, как Филиппины.
В настоящей аналитической записке анализируются проблемы российских отношений с Китаем и государствами Юго-Восточной Азии в контексте споров по поводу границ и энергоресурсов в Южно-Китайском море. Рассматривается то, как Россия находит баланс между своими региональными интересами в энергетической сфере и желанием играть роль в азиатско-тихоокеанских региональных институтах; между стратегическим партнёрством с Китаем и отношениями с государствами Юго-Восточной Азии. В записке также рассматривается реакция Китая на российско-вьетнамские шельфовые проекты по добыче энергоносителей и отмечается растущая роль Юго-Восточной Азии в активизирующейся российской политике по уравновешиванию влияния Китая и открытию для судоходства северного маршрута, альтернативного пути, проходящему через Малаккский пролив.