С начала июня резко увеличился общественный и журналистский интерес к ситуации вокруг карабахского конфликта. В первую очередь он был вызван информацией о начале реализации ряда масштабных военно-технических договоров между Россией и Азербайджаном, переговоры о которых велись еще с 2011 г. Это весьма своеобразно увязывающееся с политической моралью явление – поставки современных видов вооружения стране, которая является вероятным военным противником стратегического союзника России и члена ОДКБ, вызвало достаточно объяснимую и гневную реакцию внутри армянского общества и политических элит.
Этот феномен весьма традиционен для военно-технической политики России на Южном Кавказе. Москва так ведет себя в армяно-азербайджано-российском военно-политическом треугольнике в различных конфигурациях уже более двух десятилетий. Последний раз аналогичную гневную реакцию в Армении вызвала продажа Москвой Баку современных ЗРК С-300ПМУ-2 «Фаворит» и ударных вертолетов Ми-35М в 2011-2012 гг. Однако на этот раз резонанс внутри Армении был несравнимо большим. Либо в восприятии армянского общества номенклатура поставляемых вооружений была чересчур впечатляющей, либо частота подобных шагов вызывает все большое раздражение в Армении и в армянских общинах диаспоры.
Впрочем, важно не это, а совсем другое. То, чего совсем не хотят замечать в общественных кругах как в Армении, где играет уязвленная гордость, так и в Азербайджане, где не хотят признавать бесцельность своего «сизифова труда» в виде перманентной и инициированной им за свои кровные нефтедоллары гонки вооружений. Ведь ничего нового, в сущности, не произошло, не происходит и вряд ли произойдет в обозримом будущем. Россия как продолжала, так и продолжает продавать Азербайджану вооружение и военную технику по рыночным ценам, одновременно с этим компенсируя военный баланс в зоне карабахского конфликт поставками на льготных основаниях, а зачастую практически бесплатно, соответствующей техники и вооружения армянской армии. Пусть эта техника на полпоколения уступает самым современным видам вооружения (к примеру, закупаемые Азербайджаном очень приличные танки Т-90С, в реальности, являются лишь наиболее продвинутой модернизацией того же самого танка Т-72), покупаемого Азербайджаном по рыночным ценам, но все виды вооружения, которое получает Армения, можно модернизировать и компенсировать данное соотношение. С другой стороны, качественное преимущество можно компенсировать и количественным.
Иными словами, если Азербайджану будет поставлено порядка 200 танков Т-90 (объявлено о контракте на поставки одного полкового комплекта на 94 танков и опционе на еще столько же танков), то это означает, что Армения получит, как минимум, 300 танков Т-72 предыдущих моделей. Они будут модернизированы, с учетом рельефа местности и задач, стоящих перед армянской и карабахской армиями, и вполне могут компенсировать данную качественную разницу. Аналогично будет и в отношении других видов ВВТ. В результате получается ситуация, когда фактически Азербайджан за свои же деньги финансирует перевооружение и армянской армии.
В конечном счете, как это ни парадоксально звучит, создается ситуация, когда практически все «счастливы». Азербайджан покупает для себя весьма дорогое удовольствие, которое азербайджанские власти с не меньшим удовольствием показали на параде 26 июня 2013 г. в преддверии осенних президентских выборов. Часть азербайджанской общественности счастлива, видя эту технику на параде и продолжая верить в продолжающиеся заверения своего руководства о том, что скоро (как уже делается почти два десятилетия и будет продолжаться, наверное, не меньшее время и впредь) Азербайджан начнет операцию по освобождению Карабаха. В свою очередь, Россия (особенно в лице достаточно коррумпированного ВПК, который, как пытаются оправдаться некоторые российские официальные лица, каждый раз «вопреки мнению» своих генералов проталкивающего азербайджанские военные контракты) также счастлива, потому что получила миллиарды долларов от свалившегося с неба заказчика.
Военно-политическое руководство Армении, даже высказывая публично свое недовольство, также в конечном итоге будет удовлетворено, так как в результате этой многоходовой, и в тоже время предсказуемой комбинации получит возможность перевооружения своего танкового и артиллерийского парков, модернизации других категорий вооружений и военной техники. Ну и наконец, западные партнеры Армении также счастливы, потому что в результате этой истории в общественности и среди политических сил Армении лишь усилятся антирусские настроения. Но еще более счастливы те организации и политические силы в Армении, которые осознанно или не очень проводят и аргументируют антирусскую политику, потому что в результате этого они получат еще более благотворное поле для своей деятельности.
Наряду с этим надо понимать, что в Москве абсолютно не хотят участвовать ни в каких боевых действиях в Карабахе или вокруг него, но также понятно, что есть некие политические обязательства (как двусторонние, так и в рамках ОДКБ), невыполнение которых имеет свою политическую цену. Соответственно, Москва будет продолжать делать то, что она делала все предыдущие два десятилетия: поддерживать баланс, тем самым не позволяя, чтобы возобновлялись боевые действия и не создавая ситуацию, когда тоже самое поставленное Россией вооружение могло бы быть использовано, в том числе, против самой российской армии, в соответствии с ее обязательствами в сфере безопасности перед своим единственным военно-политическим союзником в регионе – Арменией.