Мэр Махачкалы Саид Амиров (59 лет) арестован 1 июня 2013 года по обвинению в убийстве начальника одного из следственных отделов Арсена Гаджибекова. Вместе с ним задержаны еще десять подозреваемых, в том числе племянник Амирова.
Эксперты называют Амирова вторым по влиятельности человеком на Северном Кавказе (после главы Чечни Рамзана Кадырова). Будучи мэром в одном из самых неспокойных регионов Северного Кавказа, Амиров сделал из Махачкалы тоталитарную бизнес-империю, чем приобрел имидж «дагестанского Лужкова». За 15 лет нахождения во власти Амиров пережил девять покушений. В результате ранения он остался прикованным к инвалидной коляске, за что получил другое прозвище – «махачкалинский Рузвельт».
Для его задержания из Москвы тайно прибыла группа захвата, которая задействовала вертолеты и бронетехнику. Он не оказал сопротивления при аресте, но прокомментировал, что был удивлен, и заявил, что его арест имеет политическую подоплеку, однако не уточнил какую именно.
Следственный комитет сделал заявление, что дело против Амирова готовилось два года. Тем не менее, эксперты указывают, что арест выглядел довольно спонтанным, обращая внимание на то, что власти не успели подготовить нового кандидата на должность исполняющего обязанности мэра и назначили на эту должность заместителя Амирова (не лучший вариант, учитывая его преданность бывшему начальнику).
Арест Амирова произошел менее чем через пол года после назначения нового главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, политическая карьера которого состоялась в Москве без сильных связей с дагестанскими элитами, и поэтому все предрекали столкновение между ним и его более влиятельным подчиненным – мэром столицы республики. Однако роль Абдулатипова в аресте Амирова не ясна, и эксперты сходятся в одном – арест Амирова мог быть санкционирован только на самом верхнем эшелоне российской властной вертикали.
В последнее время на Северном Кавказе прошел ряд арестов и отставок крупных чиновников. Год назад в Нальчике были арестованы три чиновника группой захвата, секретно прибывшей в республику из Москвы (по тому же сценарию, что и арест Амирова). Пол года назад был вызван в Москву и неожиданно отстранен от должности глава Дагестана Магомедсалам Магомедов. Совсем недавно, в марте 2013 года, бизнесмен федерального уровня, близкий к Кремлю и участвовавший в подготовке Олимпиады 2014 Ахмед Билалов скрылся за границей после того как его неожиданно раскритиковал сам Президент Владимир Путин.
Я обратился к Ахмеду Ярлыкапову, старшему научному сотруднику института этнологии и антропологии Академии наук России, выходцу из Дагестана с просьбой прокомментировать значение ареста Амирова. Вот его анализ ситуации:
Арест Амирова – это серьезный шаг федерального центра, который можно сравнить с отставкой Магомедова и назначением Абдулатипова. Это очень серьезная заявка на переформатирование дагестанских элит через удаление наиболее одиозных фигур. Фигура Амирова была крайне противоречивой, и он по-своему достаточно честно служил российскому государству. На его счету, например, организация ополчения против вторжения Басаева в Дагестан в 1999 году. Он также поддерживал русское населения в Дагестане и помогал Русской Православной Церкви в республике. Именно поэтому у него много наград – как государственных, так и церковных.
Однако при всем при этом Амиров является самым ярким представителем старой системы, которая завела ситуацию в Дагестане в тупик. Системные изменения здесь, связанные с коррупцией, земельными проблемами, экономическими неурядицами и т.д., грозят перейти в разряд необратимых. Внесистемный Абдулатипов и столп дагестанской системы Амиров просто не могли сосуществовать. Однако Абдулатипов не может своими силами справиться с этой системой. Он нуждается в безоговорочной поддержке федерального центра, который должен действовать точечно и выверено.
Уже сразу после назначения Абдулатипова было понятно, что Амиров не уживется с ним, и кому-то надо уйти. Федеральному центру понадобилось пять месяцев, чтобы решить проблему, и это решение пришлось подкрепить спецназом и армейским вертолетом, а самого арестанта и других подозреваемых забрать в Москву.
Измениться с уходом Амирова в Дагестане может многое. Главное, устранен основной человек, мешавший переформатированию местных элит. На сегодня основные игроки старой системы напуганы, но не лишены сил. Они еще могут влиять на ситуацию, и на них работает то, что у Абдулатипова – фактического варяга, так и не сложилось еще своей сильной и реально влиятельной команды. Поэтому федеральный центр, если хочет добиться серьезных результатов, должен действовать стремительно. Промедление с переменами в Дагестане работает на Амирова и систему, которую он представляет. В нынешней ситуации у Москву есть только один реальный путь: фактическое установление ручного (или прямого) управления республикой из Москвы, до укрепления позиций Абдулатипова. Если этого не будет сделано, у Амирова есть все для реванша. Он все еще обладает обширными связями и огромными деньгами.