(inosmi.ru/The National Interest) (в соавторстве с Иваном Куриллой). Надежды на сохранение российско-американской «перезагрузки» после возвращения Владимира Путина на пост президента в последние месяцы рухнули, поскольку Москва вышла из нескольких соглашений о сотрудничестве, лежавших в основе двусторонних отношений.
Однако еще не все потеряно. Между Москвой и Вашингтоном по-прежнему существует согласие в международных вопросах, которые они решают во взаимодействии. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал конструктивной свою первую встречу с новым госсекретарем США Джоном Керри, которая состоялась 26 февраля в Берлине и была посвящена Сирии и российским сиротам. После прошедших на прошлой неделе переговоров о сотрудничестве в вопросах нераспространения исполняющая обязанности заместителя госсекретаря по контролю вооружений и международной безопасности Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) и российский заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков проявили аналогичный оптимизм.
Важнее здесь другое. Хотя администрация Путина позволила себе в прошлом году новый приступ антиамериканизма, российский народ на этот прием не попался. Если говорить о российском общественном мнении, то «перезагрузка» живет и здравствует. Соединенные Штаты должны воспользоваться этой возможностью и отреагировать на российскую восприимчивость в плане сотрудничества с Западом.
Безусловно, путь вперед – пока во мраке. Москва отказалась от своего приглашения Агентству международного развития США USAID работать в России. Она не стала продлевать программу Нанна-Лугара по совместному уменьшению угрозы, которой исполнилось 20 лет, и в рамках которой Соединенные Штаты помогают России обеспечивать безопасность хранения и уничтожать оружие массового уничтожения. Кремль отказался от соглашения о сотрудничестве в области правоприменения и контроля за наркотиками, которое работало на протяжении 10 лет, а также запретил американским гражданам и организациям финансировать российские неправительственные организации, которые занимаются «политической» и «опасной» деятельностью. Кроме того, Москва запретила американцам усыновлять сирот из России.
Кремль утверждает, что он просто реагирует на действия США, которые отходят в сторону от перезагрузки. В конце прошлого года единодушное решение обеих партий в Конгрессе заставило администрацию Обамы ввести санкции (запрет на выдачу вид и замораживание активов) против российских руководителей и чиновников, которых Вашингтон считает нарушителями прав человека, гонителями их защитников и бьющих тревогу критиков правительства. Список этих нарушителей может пополняться.
Однако отнюдь не Вашингтон является мишенью последних кремлевских нападок в духе антиамериканизма. То, что может показаться началом новой российско-американской ссоры, является отражением динамики внутриполитической борьбы в России. […]